Психические процессы: память

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.
Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Определение и функции памяти……………………………………………..5
Физиологические основы памяти……………………………………………7
Теории памяти………………………………………………………………...9
Классификация видов памяти………………………………………………18
Процессы и закономерности памяти……………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по  дисциплине ______________Психология__________________________

на  тему (вариант) ___ Психические процессы: память_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Определение и функции памяти……………………………………………..5
  2. Физиологические основы памяти……………………………………………7
  3. Теории памяти………………………………………………………………...9
  4. Классификация видов памяти………………………………………………18
  5. Процессы и закономерности памяти……………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Памяти посвящено множество  специальных исследований, о ней  написаны сотни научных и популярных книг и статей. С незапамятных времен в ее тайны пытаются проникнуть философы и физиологи, генетики и химики, психологи и психиатры.

В их распоряжении находится  множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все  еще нуждающихся в анализе  и объяснении. Однако, несмотря на пристальный  и длительный интерес к изучению памяти, тайна ее до конца не разгадана.

Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются  наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.

Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются  наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.

Значение памяти в  жизни человека очень велико. Абсолютно  все, что мы знаем, умеем, есть следствие  способности мозга запоминать и  сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства. Память сохраняет наши знания, и без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести.

Память считается одним  из основных познавательных процессов. Но можно сказать и больше: она основа всякого познания. Благодаря памяти, человек имеет представление о воспринятых ранее видах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.

Без памяти ощущения и  восприятия каждый раз переживались бы человеком как впервые испытываемые, сколько бы раз они не повторялись. Такими были бы и действия человека: он ограничивался бы в них лишь реакциями на непосредственные раздражения, был бы лишен возможности планировать свою работу на основе предшествующего опыта. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного материала. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Определение и функции памяти

О памяти легко говорить, т. к. значительная часть научных понятий, с помощью которых можно и нужно вести разговор, издавна существует и в житейской психологии, традиционно используется каждым из нас в обыденной речи. Однако в этом кроется и своя трудность: не всегда научные и житейские понятия имеют одинаковое содержание. Попытайтесь, например, на уровне обыденного сознания объяснить, в чем содержательное отличие запоминания и сохранения информации. Даже если для объяснения вы воспользуетесь словарем русского языка, ясности не добьетесь: «запомнить — значит сохранить, удержать в памяти», в то время как сохранить — значит... «не забыть, удержать в памяти». Так в чем же разница? Ее поиски неизбежно приведут нас к необходимости дать определение этому психическому процессу.

Определение памяти может  быть различным.

Память - 1) психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что ранее ощущалось и воспринималось (отдельные свойства и целостные образы предметов и явлений окружающего мира);

2) совокупность процессов  запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта;

3) в когнитивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении;

4) память можно рассматривать  и как деятельность, имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельность называют мнемической (от греч. Мнемозина - богиня памяти и всех муз).

Мнемическая деятельность- это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Большинство научных  определений самого феномена может  быть сведено к следующему: память — психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении (узнавании) или забывании чего-либо.

Память выполняет две  основные функции: отражательную и  регулятивную.

1. Память отражает  прошлое, создает его мнемический  образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

2. Память является  основой любой деятельности и  поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики.

Благодаря памяти человек  способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Физиологические  основы памяти

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие  место при воспоминании, по своему содержанию те же, что и привосприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств.

Различие заключается  лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» ранее бывших нервных процессов.

Восприятие внешних  предметов имеет в своей физиологической  основе сложную деятельность многих нервных клеток в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми устанавливаются определенные связи. Эти временные связи отличаются известной системностью, поскольку они вызываются воздействием внешних явлений, которые сами представляют собой систему, а не хаотическую сумму раздражений. Благодаря этому в процессе повторных раздражений и ответных реакций в коре больших полушарий головного мозга образуются более или менее прочные и постоянные системы связей.

Наличие этих временных  связей и делает возможным процесс  памяти: возбуждение, возникшее под  влиянием какого-нибудь внешнего раздражителя в том или другом участке коры больших полушарий головного мозга, переходит по проторенным путям на другие участки коры, с которыми данный участок был связан в прошлой деятельности, в результате чего в нашем сознании всплывает образ виденного когда-то предмета.

Нервные процессы, лежащие  в основе памяти, могут быть вызваны не только раздражителями первой сигнальной системы (звуки, прикосновения, зрительные раздражения и т. д.), но и раздражителями второй сигнальной системы, т. е. словами, сигнализирующими о многообразных и сложных связях, образовавшихся в процессе предшествовавших восприятий. В своей деятельности человек чаще имеет воспоминания, вызванные именно словами в виде напоминания, приказания, объяснения, а не непосредственными воздействиями внешних предметов.

Установившиеся в результате восприятия временные нервные связи не остаются неизменными. В процессе многообразной человеческой деятельности они изменяются и усложняются, вступая в новые связи с другими остаточными возбуждениями и реконструируясь, т. е. перестраиваясь под влиянием все время расширяющегося опыта. При этом сохраняющиеся в качестве «следов» нервные процессы не являются точным повторением тех процессов, которые были при непосредственном восприятии, но имеют по преимуществу обобщенный характер.

При воспоминании каждый раз имеется новый физиологический процесс, не являющийся точной копией того, который имел место при восприятии; поэтому воспроизведенное в памяти представление не есть точная копия ранее бывшего восприятия, а оказывается всегда несколько видоизмененным.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Теории памяти

В течение столетий создано  немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.

Психологические теории памяти. Распространение получили аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

Одной из первых психологических  теорий памяти, что до сих пор  не утратила научного значения, была ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза. Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с  абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике  подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Информация о работе Психические процессы: память