Психические познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:17, реферат

Описание работы

Психические процессы — условное обозначение динамической характеристики психики человека.
Структура психики человека состоит из следующих элементов:
1.Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение, осознание личностью воздействий окружающей действительности;
2.Психические свойства - это наиболее устойчивые, постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения, деятельности, типичный для нее.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 29.84 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиала ГОУ ВПО  «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет» в г. Вологде

 

 

 

Реферат по психологии на тему:

Психические познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности

 

 

 

 

Выполнил студент:

Журавлева В.В.

Яхлакова Ю.Н.

Группа: Фо-11 

Оценка 

Проверил:  Новоселова А.Н.

 

Вологда

2011

Психические познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности

Психические процессы — условное обозначение динамической характеристики психики человека.

Структура психики  человека состоит из следующих элементов: 
1.Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение, осознание личностью воздействий окружающей действительности; 
2.Психические свойства - это наиболее устойчивые, постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения, деятельности, типичный для нее.

  Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности;

 3.психические состояния - это определенный уровень работоспособности, качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;

4.психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного, профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков, умений.  
 К психическим процессам относятся следующие: 
-познавательные: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; 
-эмоциональные: эмоции, чувства; 
-волевые:принятие решения, борьба мотивов, постановка цели. 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, пространственные, обонятельные, вкусовые.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения относятся к дистантным и они имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховые ощущения отражают высоту звука которая зависит от частоты колебания, звуковых волн; громкость которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

Обонятельные  ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка глотки неба – различают ощущения сладкого кислого соленого и горького.

 

  Восприятие —  называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Свойства восприятия:

1.         Целостность -  обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой .

2.         Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное.

3.         Структурность восприятия – восприятие не являющееся простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Слушая музыку мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее если ее исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4.         Осмысленность восприятия – восприятие, тесно связанное с мышлением и пониманием сущности предметов.

5.         Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

 

  Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

К основным операциям  мышления относят :

- анализ - мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением;

-синтез - объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей;

- конкретизацию - применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению;

- абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует;

- обобщение - мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений;

Основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ – синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.

 

  Внимание-  характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

  Виды внимания :

1. Произвольное - сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.

2. Непроизвольное - возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.

3.   Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.

 

  Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Различают два  вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

- наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты).

- прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти.

По времени  сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:

-мгновенная связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды и она представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов;

-кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала;

-оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти;

-долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

память – это психический  процесс запечатления и воспроизведения  человеком его опыта. Благодаря  памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений.

 

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает. Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний.

 

Виды воображения :

1. Непроизвольное (пассивное), образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой .

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может  непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность  могла бы быть удовлетворена. Возникающие  в той или иной обстановке чувства  и эмоциональные состояния также  могут быть причиной появления образов  непроизвольного воображения.

2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Произвольное воображение  связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения  действительности. Основными формами произвольного воображения являются:

а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

б) творческое - более сложный  процесс - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще  нет в действительности. Благодаря  творческому воображению рождаются  новые, оригинальные образы в различных  областях жизни.

3. Мечта - своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

 

Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь также  подразделяют на :

- активную - речь говорящего, пишущего;

- пассивную - речь слушающего, читающего.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:

  Эмо́ция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Под эмоциями понимают протяжённые  во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл, который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

  Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. В просторечии и в некоторых словосочетаниях чувствами также называют ощущения.

 

ВОЛЕВЫЕ:

  Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.

  Борьба мотивов - столкновение разнонаправленных мотивационных тенденций,одна из разновидностей внутриличностного конфликта. Когда борьба мотивов получает название «внутриличностный конфликт», это понимается как трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между равными по силе, но противоположными интересами, потребностями, влечениями.

  Постановка цели – это определение человеком того, что ему нужно, и оформление этого понимания в ясную, четкую картину или мотивирующую формулировку.

 

Вывод:

Исследуя тему познавательно-психологические процессы, мы пришли к следующим выводам.

Информация о работе Психические познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности