Психические изменения в старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности?

Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни?

Содержание

1. Вступление. 3

2. Период геронтогенеза. 4

3. Страхи и стрессоры людей пожилого и

старческого возраста. 7

4. Изменение личности или психическое старение. 11

5. Психология пожилого возраста. 13

6. Психология старческого возраста 19

7. Долголетие и долгожители. 21

8. Заключение 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая_возр.псих.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

        Фундаментальные  исследования отечественных  и зарубежных ученых  свидетельствуют  (при всей сложности  этого периода)  о многообразных  проявлениях положительного  отношения старого  человека к жизни,  к людям, к себе.

        Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, прискщее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения»3.

        Психическое старение  многообразно, диапазон его  проявлений весьма широк. Основные типы психического старения (по Ф. Гизе):_

  • старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;
  • старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями: выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения в области техники, социальной жизни и другие.
  • интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремиться к покою.
 
 

    Социально-психологические  типы старости (по И.С. Кону): 

  • активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и так далее, живкт полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности;
  • второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлесениями и так далее. То есть для этого типа стариков характерны также хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя;
  • третий тип, который преимуществеено составляют женщины, находят главное приложение  своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух.
  • четвертый тип – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

         Довольно широко  в мировой психологической  литературе поддерживается  классификация, предложенная  Д.Б. Бромлей, в  которой выделенно  пять типов приспособления  личности к старости:

  • Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удволетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем  весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы. Благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью расчитывают на помощь окружающих. Самооценка этих людей довольно высока.
  • Отношение зависимости. Зависимая личность – человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности.
  • Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к “самообеспеченности” и неохотному принятиюпомощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся  своими сомнениями, проблемами. Защитный механизм против страха смерти и обездоленности является их активность “через силу”. Такие люди с большой неохотой и только под далением окружающих оставляют свою профессиональную работу.
  • Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремяться переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. И-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Жизненный путь таких людей, как правило, сопровождался могочисленными  стрессами и неудачами. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающиеся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, иногда и ко всему новому миру.
  • Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Неудволетворенность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединенные с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий.

        Эти типы старости  и отношения к  ней не исчерпывают  всего многообразия  проявлений поведения,  общения, деятельности  стареющего человека, многообразие индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить базу для конкретной исследоватльской и практической работы с людьми пожилого и старческого возраста. 

Психология  пожилого возраста

 

        Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».

        Людей, мужчин  и женщин, приближающийся  к пожилому возрасту, можно разделить  на следующие группы:

  • Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.
  • Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать  достаточное с их точки зрения количество денег.
  • Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.

        В психологии пожилого  возраста давно  используется понятие  эгоистической стагнации  для описания унылого  и бесцветного  увядания, которое  относится к людям  третьей группы.

        Эгоистическая стагнация  в пожилом возрасте  поражает тех людей – мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины соего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как бех них теряется драгоценная часть Я.

        Эгоистическая стагнация  обостряет в человеке  его личностные  качества, это время  и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека – его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Осторожность и осмотрительность становятся  недоверчивостью и мнительностью.

        Два поколения  наиболее остро  чувствуют на себе  последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных  коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности.

        Напряженность этих переживаний связана с тем, что вдиалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана сос смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования как в периоде жизни.

        Внутренний диалог  пожилого человека  неизмеримо осложняется,  для разрешения  возникающих противоречий  нужны силы. Что  может быть их  источником? Ответ  на этот вопрос  формулируется как  содержание психологической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, изменение жизненного контекста.

        Установление связей  вне семьи переживается  пожилыми людьми  как потенциально  существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать.

         Навыки учительства  и умение дать  дельный  жизненный  совет являются  естественным следствием  развития Я –  концепции. Именно  они создают благоприятные условия для осуществления возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной.  За этим стоит и качаственно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни.

        Навыки учительства  и умение дать  совет для пожилых  людей проявляются  в социальном интересе. Психологи связывают  его проявление  с тремя областями  объектов:

  • неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности – природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным Я, - это интерес бескорыстный;
  • все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого;
  • вселенная и мир в целом, это идентификация как  с живыми, так и неживыми объектами, это единство со всей полнотой мира – космическое чувство жизни.

        Социальный интерес  и его появление  у пожилого человека  позволяет переживать  противоречия своего  возраста через  создание живительных связей с оружением.

         Исследователи социального  интереса отмечают, что сним связаны  такие чувства:

  • чувство принадлежности к группе или группам;
  • чувство, что «ты здесь дома» – личность и комфорт во взаимодействии с людьми;
  • чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;
  • вера в других – чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;
  • мужество быть несовершенным – это ощущение того, что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;
  • ощущение себя человеком – чувсво, что ты часть человечества;
  • оптимизм – чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

        Социальный интерес  для самого пожилого  человека и общественное  внимание к нему, обеспечивающее достойное существование, достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения.

        Создание личного  отношения к бренности  существования –  это одна из  задач личностного  развития человека  в этом возрасте. Личное отношение к бренности своего существование может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до преобретения экзотических увлечений (хобби).

        При решении этой  сложнейшей личной  задачи пожилой  человек сталкивается снеобходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.

        Мужчина переживает  физиологически не  лучшее время,  измнение социального  статуса (работающй  пенсионер) сопровождается  у большинства  мужчин климаксом. Чаще всего его время приходится на 60-65 лет. Начало упадка сил и первые симптомы климакса, а не только прогрессирующее ослабление эрекции. Понижение мужских возможностей не связано с гормонами, а вызвано в большей степени психологическими факторами. Среди них немаловажное значение имеет процесс идентификации с собственной мужской ролью, которая, казалось бы, должна быть давно освоена. Очень часто, по мнению специалистов, физические недомагания и впечатлительность (неуверенность в себе), типичные для этого периода жизни, разрушают брак. Причиной этих недоразумений является обыкновенная сексуальная малограмотность, незнание проблем своего возраста.

Информация о работе Психические изменения в старости