Психическая травма и способы ее коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

В стрессовой ситуации у человеческого организма нет времени на привычную ему переработку информации через кору головного мозга, и тогда начинают действовать простые и инстинктивные механизмы защиты, которые контролируются расположенными ниже подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Физиология психологической травмы………………………...…4
2.Определение психической травмы……………………………….5
3.Виды психических травм…………………………………..……..7
4.Механизмы формирования психических травм в отечественной психологии………………………………………………………....9
5.Профилактические процедуры ПТСР ……………………….…11
6.Реабилитационные процедуры ПТСР…………………………..14
7.Секрет……………………………………………………………..18

Заключение…………………………………….……………19

Приложение……………………………………………………….…20

Список литературы…………………………….……………………21

Работа содержит 12 файлов

план.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованной литературы.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

титульный лист.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 62.00 Кб (Скачать)
 
 

     5. Профилактические процедуры ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)

     Существуют  различные профилактические процедуры, методики и подходы, которые позволяют человеку справиться со стрессовыми травмирующими ситуациями.

Кризисная интервенция

     Кризисная интервенция — это профессиональная психосоциальная помощь, предоставляемая лицам, которые испытали продолжительное нарушение психического и социального равновесия по вине какого-то критического жизненного события, не приобретя, однако, в результате никакого психического расстройства. Критическое изменяющее жизнь событие приводит к нарушению соответствия между имеющимися психическими и естественными социальными ресурсами и требуемым психическим напряжением. Кризисная интервенция призвана помочь восстановить душевное и социальное равновесие, до того как данная проблема «затвердела» и превратилась в расстройство. В этом отношении функцию кризисной интервенции можно назвать профилактической, а часто она способствует и дальнейшему развитию, если человек способен интерпретировать кризис как задачу или шанс для развития, дающие стимул для новой самоорганизации в личной и социальной жизни. Если критические жизненные события предсказуемы, то с помощью целенаправленных мер можно подготовить соответствующий круг людей (например, находящихся в преддверии ухода на пенсию) еще до наступления перегрузки, чтобы реакция на предстоящее событие была более компетентной.(8)

Подходы самоконтроля

     Многие  модели самоконтроля представляют собой  расширенную концепцию классической теории научения — в той мере, насколько у соответствующего индивида предполагается способность к управлению собственным поведением. Это особенно хорошо видно на примере концепции саморегуляции; Канфер выделяет в этой модели следующие ступени: самонаблюдение, самооценка с помощью определенных стандартов и самоподкрепление как следствие сравнения стандарта с собственным поведением. 
 
 

_____________________________________________________________

8.Клиническая психология. / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб. 2003. – 1312 с

      Самоконтроль  означает специфический случай саморегуляции  при наличии специфической конфликтной  ситуации: индивид прерывает во многом автоматизированную поведенческую  цепочку, чтобы точно проанализировать ситуацию и собственное поведение. В качестве основы самоконтроля решающую роль играют мотивационные, когнитивные и поведенческие процессы.

     К самоконтролю в более узком смысле этого слова можно отнести  следующие методы:

     а) Методы самонаблюдения, служащие чаще всего первой ступенью в процессе изменений.

     б) Методы контроля стимула. Здесь индивид  во многом сам управляет собственным  поведением за счет того, что благодаря  специальной организации физического  или социального окружения становится более вероятным — или невероятным  — соответствующее целевое поведение.

     в) Методы контроля последствий. Индивид  в принципе самостоятельно может  управлять вероятностью наступления  собственного поведения путем самоподкрепления, самонаказания или заключения специальных  контрактов.[2]

Когнитивная терапия А.Т. Бека

     По  мнению Бека, причину депрессивных расстройств в первую очередь  следует видеть в нарушении паттерна когнитивной переработки. Депрессивный человек неверно перерабатывает важный опыт: все определяется тем, что он узнает о самом себе, своем  окружении и своем будущем. Различные ошибки мышления Бек относит также к различным категориям (например, избирательная абстракция, произвольные умозаключения, чрезмерные обобщения и т. д.). Бек тем не менее отмечает, что диагностика проблемного паттерна мышления у пациента может происходить только на основе индивидуального анализа.

     Интервенция применяется в нескольких плоскостях, что имеет целью наглядно продемонстрировать пациенту ошибки в его восприятии и соответственно ошибочные заключения, с тем, чтобы он изменил их; таким образом, анализ и идентификация проблемного паттерна мышления — это только один шаг на пути к более реалистичному взгляду пациента на мир.

     Для убеждения пациента Бек обращается также к конкретному опыту, без  чего вряд ли удалось бы когнитивное  переструктурирование (например, поручение справиться с небольшими задачами, благодаря чему пациент приобретает опять-таки конкретный опыт, что он в состоянии сформировать и изменить свой окружающий мир).

     Тренинг прививки против стресса — это одна из терапевтических стратегий для преодоления неприятных стрессовых ситуаций. Мейхенбаум обращается здесь к так называемой двухфакторной теории эмоций Шахтера, согласно которой у эмоций можно выделить, во-первых, компонент неспецифического физиологического возбуждения, а во-вторых, компонент когнитивной оценки. Эта не бесспорная модель эмоций, эвристически оказывается тем не менее весьма плодотворной для клинической психологии.

     Мейхенбаум  обучает пациентов релевантным  для решения задач когнициям  в трех фазах:

     1) Фаза получения информации — анализируется проблема и пациенту сообщается когнитивная поведенческо-терапевтическая точка зрения в отношении эмоций и возможностей совладания с ними.

     2) Фаза упражнения — пациент  учится обращаться со стрессором  в терапевтической ситуации; при этом он должен различать стадии конфронтации со стрессором и тренироваться в самовербализациях для преодоления ситуации.

     3) Фаза применения, в которой пациент  отыскивает в повседневной жизни  конкретные стрессовые ситуации  и для их преодоления апробирует приобретенные стратегии (самовербализации).(9) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     _____________________________________________________________

     9.Клиническая  психология. / Под ред. М. Перре,  У. Бауманна. – СПб. 2003. – 1312 с.

     6. Реабилитационные процедуры ПТСР

     Психологическая, психотерапевтическая, психиатрическая помощь лицам переживающих и переживших психическую травму осуществляется в двух основных направлениях:

  • экстренная психологическая, психотерапевтическая, психиатрическая помощь при острой травме;
  • длительное сопровождение в процессе индивидуального и группового консультирования, лечения.

      Экстренная  помощь жертве травмы организационно осуществляется в форме: индивидуальной консультации, психотерапевтического  сеанса, стационирования, предоставление убежища. Основными задачами экстренной помощи является принятие мер по обеспечению нормализации психического состояния жертвы, принятие мер по обеспечению психофизической безопасности, предотвращение опасных действий жертвы, если она находится в психотическом состоянии. При существующей необходимости направление пострадавшего в медицинские и правоохранительные органы.

     Оказание  экстренной помощи при психической  травме строится на основе недирективной  психотерапии, в которой большее  внимание уделяется эмоциональному состоянию, чувствам пострадавшего, чем когнитивным и поведенческим.

     Психологическое, психотерапевтическое сопровождение  пострадавшего с глубокими личностными  переживаниями требует от оказывающего помощь и поддержку серьезной  профессиональной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и психиатрии. Компетентность рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания помощи жертвам психической травматизации.

     Специализированное  вмешательство предполагает изменение  дезадаптивного и разрешение патологического состояния через создание условий для выражения пострадавшим сильных аффектов и эмоций и приобретение им контроля над собой.

     Относительно длительного сопровождения, посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной проработкой проблем, а не обязательно решить их (не всякая проблема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями индивида). Оптимальным будет такое вмешательство, которое приведет к возможным максимальным результатам в короткие строки, предотвращая необратимые личностные изменения, запуск тяжелых психических нарушений.

     Большое значение для психотерапевтической работы с лицами, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как  целостной системой. При этом используется весь арсенал семейной психотерапии для дисфункциональной семьи.

     Следует отметить следующее обстоятельство – эпидемиологических исследований психотравматизации психиатры не проводят. Оказание помощи происходит «по обращаемости», т.е. тем детям, которых привели на прием к психиатру или в ходе ретроспективного анализа анамнеза взрослого пациента. Отсюда следует, что первоочередная задача перед психотравматологией есть выявление «проблемного контингента», проведение профилактики и лечения. (10)

     Варианты  терапии травмы:

Психоаналитическая  терапия. (10)

     Терапия травм случившихся в детстве. Цель - переработка, переосмысление и  закрытие эмоциональных травм, преодоление  запрограммированности поведения  и жизненных выборов. Подход к достижению целей предусматривает проведение когнитивных и поведенческих методик с учетом стадий терапии. На начальной стадии раскрытие подавленных травматических воспоминаний, проработка травматических переживаний, абреакций сопровождается ухудшением состояния, углублением регрессии и дисфункций. Об этом надо знать и принять необходимые меры по смягчению состояний. В зависимости от силы Эго пациента на проведение первой стадии лечения может потребоваться от нескольких месяцев до 2-3 лет. Многие пациенты удовлетворяются проводимым лечением, если наступает улучшение в аффективном и когнитивном функционировании. На средней стадии лечении, цели включают: - обсуждение травм, если пациент способен облечь в слова травматический опыт; способность понимать смысл того, что с ним произошло и коррекция когнитивных нарушений. Пациенту оказывается помощь в создании интегрированного воспоминания о том, что с ним произошло, и что пережитые им чувства означали в действительности. Необходимо стремиться к тому, чтобы пациент смог осознать: - травма случилась много лет назад; - он выжил благодаря силе своей нервной системе; - сегодня ничего подобного из прошлого с ним не происходит. Снять, если имеется, чувство его вины в происшедшем с ним. Затем пациенту показывается, что травма не разрушила его самооценку. Если пациент не может облечь в слова травматические переживания, используются невербальные методики. Они включают: десенсетизации, реструктуризации, дезактуализации чувств, применение методики движения глазных яблок, телесноориентированные методики, танцевальная терапия. Взаимодействуя с врачом, пациент учиться тому, что он может и должен переносить связанную с переживаниями боль.

     ___________________________________________________________________

     10. Кровяков В.М. Психотравматология – М., 2005

        Посредством контролируемого и  координируемого переживания интенсивных  аффектов связанных с травмой,  пациент сможет уменьшить интенсивность  своих страхов, боли. В дальнейшем  врач может помочь пациенту  найти необходимые слова для  описания своих переживаний и придать им смысл. Только посредством взаимоотношений с врачом пациент может сталкиваться с воспоминаниями контролируемым образом, путем построения прочных, доверительных, гарантирующих безопасность взаимоотношений с ним.

     До  терапии у пациентов восприятие заполнено неверными идеями и искажениями в отношения себя самого и окружающего его мира. Они могут касаться идентичности, компетентности, веры, силы и контроля, автономии и системы ценностей. Врач подводит пациента к переоценке предшествующего понимания того, каким образом существует реальный мир. Средняя фаза лечения может занять 1-3 года.

     Цели  заключительной стадии лечения: - пережить, простить, позволить уйти прошлому; - установить и поддерживать более  здоровые взаимоотношения; - укрепление идентичности; - завершить терапию и пережить «утрату» врача.

Техники арт-терапии.

     Творчество  оживляет сферу чувств, заблокированных  в результате травмы, способствует их выражению, позволяет восстанавливать  границы «Я». Существенные результаты дает групповая арт-терапия.

     Многообразные виды и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, которые представляют собой  сложные интегративные образования, через которые только и действуют  лечебные влияния. Воздействуя с  помощью «личностно-ориентированной» (реконструктивная), психотерапии достигаются позитивные личностные изменения в виде реконструкции и гармонизации нарушенной системы отношений за счет коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов. (11)

     Лечение предусматривает прохождение нескольких стадий:

     1) стадия отработки способности  к регрессии к травматичным  воспоминаниям;

     2)стадия  проработки травмы и разрешения  диссоциативных механизмов защиты; в этой фазе занимающей центральное  место в лечении, больному необходимо решить несколько задач, в том числе обратиться к воспоминаниям и разобраться в них, восстановить связи состояниями идентичности; принять болезненные воспоминания, которые ранее избегались, отвергались;

7.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Психическая травма и способы ее коррекции