Психическая депривация и ее последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:43, реферат

Описание работы

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation, или соответственно privation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Речь идет не о физических лишениях, а исключительно о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей (психическая депривация).

Работа содержит 1 файл

Депривация (гот.).doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Психическая депривация и ее последствия

       Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation, или соответственно privation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Речь идет не о физических лишениях, а исключительно о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей (психическая депривация). Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

     Лангмейер Й. и Матейчек З. определяют это понятие следующим образом: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

     «Основными» (жизненными) потребностями можно  считать:

  1. потребность  в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;
  2. потребность в основных условиях для действенного учения;
  3. потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;
  4. потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.

     Соответственно  основным потребностям можно выделить следующие формы психической депривации:

  1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их органическая изменчивость и модальность.
  2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
  3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
  4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

     Сенсорная депривация - состояние, при котором человек по тем или иным причинам испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих, т.е. у человека «обедненная среда».

     Такая среда, вызывающая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального развития ребенка является достаточное количество внешних впечатлений. У ребенка, в условиях сенсорной изоляции, наблюдается резкое отставание и замедление всех сторон развития, отмечается недоразвитие движений, речи, торможение умственного развития. Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов.

     Двигательная  депривация - возникает всякий раз, когда имеет место резкое ограничение движений. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Двигательная депривация приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми, наблюдается психический регресс, состояние депрессии, которое может «прорываться» взрывами ярости и агрессивности. У ребенка развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т.п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.

     Социальная  депривация. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Это дети, которые с раннего детства никого не видели и не с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. У них низкая фрустрационная толерантность.

     Депривация  в семье наблюдается в тех случаях, когда в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет место, например, при неполной семье (отсутствует отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует стимуляция для развития. В других случаях, стимулы, хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц образовался определенный внутренний, психический барьер. Выделяют два вида депривации в семье: материнскую депривацию (отсутствие матери) и патернальную депривацию (отсутствие отца).

     Учитывая  столь важное значение отношения  родителей к ребенку в становлении  и развитии психологического склада его личности можно полагать, что отсутствие или существенное ослабление эмоциональных контактов между ними может иметь криминогенные последствия. Психологическое отчуждение ребенка от матери и отца ведет к его дальнейшей дезадаптации. Депривация в семье, таким образом, представляет собой и социальное  отчуждение, порожденное конкретными отношениями, сложившимися в этой малой социальной группе.

     Депривация  в широкой общественной среде. Здесь речь идет о ситуации, когда ребенок живет в семье, но он полностью или частично изолирован от более широкой социальной среды, лишаясь стимулов и ценностей, которые здесь приобретаются при нормальных обстоятельствах. Такой ребенок, следовательно, ни от недостатка чувственных стимулов, ни от недостатка основной социальной стимуляции в раннем детстве не страдает. У него имеется также возможность установить в собственной семье удовлетворительные эмоциональные связи, но ему недостает общественных стимулов на более высоком уровне (например, от сверстников при совместных играх, в школьном классе, в общении с лицами другого пола и т.д.).

     Лангмейер Й. и Матейчек З. выделяют несколько  типов депривационых личностей, развивающихся в детских учреждениях закрытого типа.

     Социальная  гиперактивность. Такие дети вступают в контакт без затруднений и не смущаясь, причем они отличаются выраженными тенденциями к действиям на показ, однако общение бывает совершенно поверхностным и непостоянным. Эти дети чрезвычайно живо интересуются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают в этом лишь совершенно поверхностное участие. Социальный интерес явно преобладает над интересом к вещам, игре, задачам. У них не отмечается ни агрессии, ни социальной провокации.

     «Социальные провокации». Уже в возрасте около одного года данные дети добиваются внимания взрослых особым образом - они провоцируют. Они добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их не отдают. Они требуют различных преимуществ - в своих отношениях к остальным детям они агрессивны и ревнивы. Они хотят, чтобы воспитатель был только для них. В школьном возрасте агрессивность у этих детей еще более возрастает, они делают все назло.

     «Подавленный  тип». В группе детей и в общении с воспитателем ребенок явно пассивен. Предлагаемую игрушку он берет лишь после длительных сомнений и играет с ней монотонно, примитивно, хотя иногда и сравнительно стойко. Интерес к вещам обычно преобладает над социальными интересами. На долю этих детей достается значительно меньше стимуляции, чем это имеет место у более активных детей. Тем самым опасность задержки развития только углубляется.

     «Хорошо приспособленные». Уже на исходе первого года пребывания в учреждении эти дети «находят свое место» и «своих людей». Такой ребенок умеет сосредоточиться на каком-либо воспитателе и снискать его расположение. Это бывают так называемые «любимчики», на которых сосредоточивается внимание всех или хотя бы большинства тех, кто вступает в контакт с детской группой, причем это не обязательно бывают лишь воспитатели. Обычно они спокойно и сдержанно вступают в контакт. Таким образом, они вызывают у взрослого также спокойное, уравновешенное, однако эмоционально теплое отношение. Опасность для них представляет, несомненно, перемена среды учреждения, что имеет следствием разрыв имеющихся эмоциональных связей. «Хорошее приспособление» этих детей действительно только для жизненной среды, в которой оно возникло, причем данная среда, несомненно, в целом более бедна стимулами, отличается более простой структурой и предъявляет меньше требований, чем обычная семейная среда.

     Тип,  характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. Для детей, с грудного возраста воспитывающихся в детских учреждениях характерно, что они в целом лучше едят и отличаются большим весом тела, чем дети, которые поступили в учреждения позднее из семей. У некоторых детей это единственная деятельность, которую они проводят в покое, так как не ощущают потребности защищаться от конкуренции других или добиваться здесь «своих прав». Детей, длительно содержавшихся в учреждениях, весьма часто характеризуют в школьном возрасте как «ябедников», тогда как дети, поступившие в учреждения позднее и покинувшие его раньше, отличаются более открытой агрессивностью. «Ябедничество» выступает здесь как определенная форма замещающего удовлетворения, когда детям не предоставлялась возможность получать удовлетворение при непосредственном социальном включении в группу и когда они сами не способны обеспечить для себя подобное место в группе. Данные замещающие виды активности соответствуют, как правило, более низкому уровню, приближаясь больше к биологическим потребностям (еда, мастурбация, сексуальная активность, манипулирование с вещами вместо контакта с людьми, «ябедничество» вместо активного стремления проникнуть в группу, позднее чрезмерное любование собственной персоной, причем, главным образом, в физическом отношении, скорее злорадство при боли других, чем положительное чувство дружбы и сочувствия и т.д.).

     У детей, перемещенных внезапно из семьи  в учреждение-пропускник или в  больницу, нередко отмечаются временные  проявления невротического характера. Некоторые дети реагируют скорее тревожностью, подавленностью, замкнутостью и страхом, отмечается пониженная адаптационная способность, другие, напротив, проявляют враждебность по отношению к взрослым и детям, агрессивность, недисциплинированность и подозрительность. В случае если депривационные моменты были интенсивными и воздействовали длительное время, можно ожидать наличия более глубоких признаков.

     Таким образом, тяжелая и продолжительная  депривация вызывает в психической структуре ребенка обычно глубокие изменения, которые  могут быть постоянными. Чем моложе ребенок и чем дольше депривация продолжается, тем меньше надежды на устранение последствий без остатка.  Даже короткий депривационный опыт, который проходит без видимых последствий, оставляет хотя бы одно скрытое последствие, а именно повышенную «уязвимость» в случае повторного возникновения подобного опыта или другой неблагоприятной жизненной ситуации. 

Литература:

  1. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984
  2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990, с.30-46, 74-85

Информация о работе Психическая депривация и ее последствия