Министерство
образования и науки, молодежи и спорта
Украины
Харьковский национальный университет
имени В.Н. Каразина
Факультет психологии
Индивидуальное задание
По курсу: «Психология социальной
работы»
На тему: «Программа социально-психологического
обеспечения деятельности социального
работника/практического психолога с
молодыми людьми, которые имеют наркотическую
зависимость».
Харьков – 2012
- Перечень проблем, на решение которых будет направлена деятельность специалиста.
Проблема наркомании среди
молодежи насчитывает не более 20 лет,
однако очень актуальна в наши
дни. Сейчас потребление наркотиков
в мире характеризуется огромными
цифрами. Во всём мире отмечается рост
употребления наркотической продукции
подростками, оборот наркотических
средств на «черном рынке» достигает
миллиардов долларов, часто наркотики
доступны подросткам на улице, в обществе
сверстников, подобные прецеденты встречались
даже в школах. В связи с этим
во многих странах мира, все большее
внимание уделяется проблеме наркомании
среди молодёжи, проводятся исследования
с целью изучения масштабов употребления
наркотиков молодёжью, выявления факторов,
способствующих развитию употребления
наркотиков подростками.
Деятельность социального
работника/ практического психолога будет
направлена на решение следующих проблем:
- помощь наркоману в осознании особенностей его болезни – соц.работник должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.
- восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.
- формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ на потребление наркотиков, на активное включение в реабилитационный процесс;
- осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к наркотикам, предотвращение рецидивов болезни;
- редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств развившихся или усугубившихся в процессе болезни;
- укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;
- коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;
- повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;
- достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.
- План действий социального работника/практического психолога при работе с наркозависимыми людьми.
- Установление первичного контакта с наркозависимым.
- Сообщение необходимой информации о болезни, способах борьбы, формирование установок на лечение.
- Формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.
- Проведение общеукрепляющей и стимулирующей терапию в сочетании с отнятием наркотических веществ.
- Развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации.
- Восстановление и позитивное развитие новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием.
Социально-психологические
методы и методики работы социального
работника/практического психолога с
наркозависимыми людьми.
На психическом уровне
воздействия основной мишенью является
патологическое влечение к наркотическому
веществу. Тип применяемой терапии
– «психотерапевтически ориентированное
воздействие». Основные методы и средства
в целом можно подразделить на
две главные группы, различающиеся
по характеру психотерапевтического
воздействия:
- методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии;
- методы, использующие развивающие личность стратегии.
- Методы манипулятивного характера адресованы главным образом к патологическим процессам; больной рассматривается как объект воздействий; цель воздействия – изменение поведения; патерналистское отношение к клиенту со стороны терапевта. К наиболее популярным методам этой группы можно отнести:
- суггестивные методы (внушение), их цель воздействия – изменение поведения больного. Что касается современных методов суггестивной терапии, то все большей популярностью пользуется подход, основанный на особой методике введения в транс с помощью специальных приемов, обеспечивающих «присоединение» терапевта к больному и обратную связь;
- гипнотерапия, которая очень широко распространилась в нашей стране. Основные проблемы, которые решаются с помощью гипнотерапии – формирование установок, повышение самооценки и уверенности в собственных силах, разрушение нежелательных стереотипов поведения
- поведенческие, такие как психодрама по Д. Морено. Будучи довольно трудоемкой техникой, она успешно применяется в лечении наркоманов в структуре комплексной психотерапевтической программы.
- игровые методы (ситуационно-психологический тренинг). Собирается группа, определяются темы, разыгрываются роли. Обычно воспроизводится ситуация, которая так или иначе связана с употреблением наркотиков. При этом происходит тренировка отдельных умений, как например умения отказаться от наркотика, при этом могут использоваться видеозаписи для тренинга социальных навыков.
- групповые дискуссионные методы – это психотерапевтическое воздействие в малых группах, функционирующих на основе клиентцентрированной терапии. Цель воздействия – выработка группового стиля мышления, улучшение коммуникаций, коррекция образа «Я» и повышение самооценки – все это реализуется за счет, безусловно, позитивного отношения к наркотически зависимому больному, искреннему его принятию и эмпатическому воздействию.
- Методы развивающего личность характера адресованы главным образом к нормативно-компенсаторным процессам; больной рассматривается как субъект воздействия; цель воздействия – рост личности, взаимоотношения терапевта и клиента партнерские:
- гештальт-терапия (принцип «здесь и сейчас»). С помощью наркотиков больной стремится уйти от осознания самого себя и самовыражения, гештальт-терапия возвращает его к самому себе, преодолевая защиты, создающие препятствия для личностного развития и достижения зрелости. В результате у клиентов формируется более здоровое и приемлемое существование без наркотиков, то, как они более полно живут в настоящем.
- экзистенциальная терапия – апелляция к высшим ценностным регуляторам и их активизация в процессе обсуждения таких проблем, как смерть, свобода, изоляция.
- «терапия решения проблем» – методика, помогающая клиенту прояснить имеющиеся у него проблемы.
- методика системной интервенции – формирование установок на получение помощи и лечения, заключается в подготовке и осуществлении воздействия на больного, по определенному набору правил, силами наиболее значимых лиц из его окружения.
На социальном уровне воздействия
основной мишенью является созависимость
(под созависимостью понимают деформацию
взаимоотношений и индивидуального
поведения, ролевые сдвиги и искажение
психоэмоционального состояния
у членов социального окружения
больного наркоманией – супругов,
детей, родителей и других), тип
терапии – социально-ориентированное
воздействие.
- Критерии эффективности проведённой деятельности.
- восстановление полноценных взаимосвязей личности зависимого от наркотиков человека и социальной среды;
- восстановления способностей человека к нормальному функционированию в среде, его личностных ресурсов, социально-ролевой идентификационной структуры;
- повышению уровня психосоциальной адаптации и жизни в целом;
- развитие эмоциональной составляющей человека, осознание им своих эмоций, принятие их, понимание их причин и умение управлять ими как на когнитивном, так и на поведенческом уровне;
- формирование личностной возможности личности противостоять негативному давлению социальной среды, определять его и отличать негативное давление от позитивного;
- достижение реального материального самообеспечения личности на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.