Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:17, реферат
Цель данной работы рассмотреть понятие невроза, причины его возникновения.
Задача изучить методы профилактики детских неврозов.
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Понятие невроз………………………………………………………………...4-5
3.Причины возникновения неврозов…………………………………………...5-7
4.Что такое психическая травма, как причина возникновения невроза……..7-8
5.Виды неврозов…………………………………………………………………8-12
6.Лечение и профилактика неврозов………………………………………….13-14
7.Заключение…………………………………………………………………...15
8.Список литературы…………………………………………………………..16
Содержание
Введение
В последнее
десятилетие вопросы
Цель данной работы рассмотреть понятие невроза, причины его возникновения.
Задача изучить
методы профилактики детских неврозов.
Слово “невроз”
широко используется в качестве собирательного
термина для обозначения
В настоящее
время около 400 миллионов человек
больны той или иной формой психического
расстройства. Из них порядка 80% страдают
пограничными (на грани здоровья и
болезни) нервно-психическими нарушениями,
среди которых лидирующее место
занимают неврозы. Согласно современному
определению, принятому в нашей
стране, невроз — психогенное (как
правило, конфликтогенное) нервно-психическое
расстройство, которое возникает
в результате нарушения особо
значимых жизненных отношений человека
и проявляется в специфических
клинических феноменах при
Термин “невроз” прочно вошел в нашу жизнь и неизвестен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические, а также много иных разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности думается, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни.
Впервые понятие
“невроз” было предложено в 1776 году Кулленом,
и с тех пор дискуссии о
сущности невроза, корнях его возникновения
и механизмах формирования не становятся
менее животрепещущими. Сегодня
трудно найти в медицине другое понятие,
трактуемое различными научными школами
столь многозначно и даже противоречиво.
Невротические реакции, которые
могут возникать у человека вслед
за тяжелыми потрясениями, конфликтами,
соматическими заболеваниями
Среди клиницистов
не только психоаналитики заметили явную
связь между неврозами и
Некоторыми авторами высказывались мысли о том, что невротики страдают из-за неспособности любить себя (неврастения) или любить себя и других (психастения).
Следует сказать,
что каждое психологическое направление
только тогда становилось
Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.
Ребенок, которому
с детства было все дозволено,
который рос избалованным, эгоистичным,
не привыкшим считаться с
У ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.
Вредно также
прививать ребенку
Это может способствовать развитию таких черт характера, как:
неуверенность в себе;
мнительность;
боязливость;
нерешительность;
предрасполагать к неврозу навязчивых состояний.
Для предотвращения нервности важно с самого раннего детства воспитывать ребенка так, чтобы он не получал ни прямых, ни косвенных выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений.
Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:
1. факторы биологической
природы: наследственность и
2. факторы психологической
природы: преморбидные
3. факторы социальной
природы: родительская семья,
сексуальное воспитание, образование,
профессия и трудовая
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:
Длительное недосыпание
Физические и умственные перегрузки
НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. <>
Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.
Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?
Дети с ярко
выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность
проявляется повышенной потребностью
в эмоциональном контакте, признании,
любви и привязанности со стороны
близких и значимых лиц, а также
заметной чувствительностью к оттенкам
их отношения. В свою очередь, неудовлетворение
этих потребностей порождает столь
присущий детям с неврозами страх
одиночества или страх
Выраженность "я" - это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).
С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.
Дети, находящиеся
в сложных жизненных ситуациях,
особенно длительное время.
Психическая травма
- это аффективное отражение в
сознании индивидуально значимых событий
в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее
и отрицательное в целом действие. То
есть для разных людей разные ситуации
и события могут быть травматичными. В
этом значении психическая травма личностно
неповторима у каждого человека. Доминирующая
роль при неврозах принадлежит хронической
психической травматизации, нередко дополненной
острыми психическими травмами. Однако
последние могут играть и относительно
самостоятельное значение, как это видно
из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом
страха и заиканием отдан в начале второго
года в ясли, где за нерасторопность на
горшке наказывался няней. Или девочка
14 лет, испытывающая непонятный для окружающих
страх, когда она выходила из дома. Заметим,
что дети с неврозами не бегут из дома,
как это нередко бывает при психопатических
развитиях, а, наоборот, "бегут в дом",
т. е. остаются в нем. И девочка, о которой
идет речь, пользовалась любым поводом,
чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5
года, когда мать отдала ее в ясли и не
смогла однажды вовремя забрать из них.
1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.