В частности, С.
Касл выделяет основные
направления концепутуализации
стресса в трудовой
деятельности 6
- Создание
перечней стрессогенных условий среды.
- Обновление
понятия "стресс" с помощью других
понятий: стресс как напряженное усилие,
необходимое для поддержания основных
функций на требуемом уровне; стресс как
"информирование" об угрозе утраты
или повреждения; стресс как фрустрация
или угроза, которая не может быть устранена;
стресс как непредсказуемость будущего.
- Определение
"стресса" в терминах некоторых "базовых"
поведенческих характеристик, например:
отсутствие адекватной реакции, что влечет
за собой нежелательные (негативные) последствия;
новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся
или непредсказуемые ситуации; мотивы,
определяющие поведение в специфических
ситуациях, такие как мотив достижения
и др. (то, что ведет к перенапряжению).
- Попытки придать
еще большую четкость понятию "стресс"
с целью сделать его пригодным для прогностической
оценки гипотез и построения теории.
В целом
можно выделить две
основные линии интерпретации
понятия "стресс в
труде":
В более узкой трактовке стресс
- это завышенные требования среды к наличным
возможностям субъекта, т.е. перегрузка,
сверх-стимуляция и т.п.
В более широкой трактовке стресс
- это неадекватность в целостной системе
взаимоотношений "человек - среда",
которая включает не только приведенное
выше толкование, но и связи между потребностями
человека и возможностью их удовлетворения
в труде (другими словами, неиспользование
человеком своих возможностей, снижение
нагрузки, низкая стимуляция). Кстати,
это в немалой степени связано с проблемой
справедливости в труде (вклад должен
соответствовать вознаграждению), а эта
проблема напрямую связана с проблемой
чувства собственного достоинства работника.
Анализируя причины
низкой удовлетворенности
трудом, выделим их основные группы
1) Связанные с условиями труда: риск для
здоровья и безопасности; интенсивность
заданного темпа и физической нагрузки;
большая продолжительность труда (особенно,
если она навязана кем-то); вечерние и ночные
смены; неопределенность заданий; недостаток
контроля в течение работы.
2) Связанные с содержанием труда: недостаточное
использование навыков и способностей;
мелкая раздробленность повторяющейся
задачи (одни и те же примитивные операции).
3) Связанные с взаимоотношениями в группе;
отсутствие возможности реально взаимодействовать
с коллегами; большие группы с недостаточным
(реальным) взаимодействием; неприятие
сослуживцами.
4) Связанные с руководством: изоляция
от процесса принятия решения; невозможность
наладить обратную связь с руководителем;
отсутствие оценки хорошего исполнения;
недостаток внимания и понимания со стороны
руководства.
5) Связанные с особенностями организации:
большие организации с уровневым подразделением
(особенно при относительно небольшом
числе уровней в организации, когда особенно
очевидна иерархическая разница); штатная
должность (по сравнению с карьерным перемещением,
ростом в рамках одной должности); дискриминация
при приеме на работу.
6) Связанные с заработной платой и служебным
ростом: низкое материальное вознаграждение;
ощущение несправедливости в зарплате;
отсутствие перспектив в продвижении
по службе.
Выделяется
также характеристика "желательных"
условий труда:
- Работа должна
соответствовать "интеллектуальному
запросу" работника, что ведет к его
личной заинтересованности;
- работа должна
быть не слишком утомительной;
- вознаграждение
за труд должно быть справедливым, информативным
и соответствовать устремлениям (установкам)
работника;
- условия труда
должны быть совместимы с физическими
потребностями и содействовать достижению
трудовых целей;
- работа должна
способствовать росту самооценки работника
(!);
- факторы,
действующие на рабочем месте, должны
помогать достижению значимости труда.
Специально рассматривается
вопрос о корреляции
удовлетворенности
трудом и показателями
психического здоровья:
- Поведенческие
индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков,
курение и др.) незначительно связаныс
удовлетворенностью трудом.
- Отчужденность
в труде мало распространяется на другие
сферы жизни.
- Показатели,
основанные на соматических жалобах и
симптомах, низко коррелируют с удовлетворенностью
трудом.
- Оценки аффективных
проявлений (тревожность-напряженность,
депрессия, раздражительность…) дают
высокую корреляцию с удовлетворенностью
трудом (точнее, с неудовлетворенностью).
- Показатели
"личного счастья" и общей удовлетворенности
жизнью сильно коррелируют с удовлетворенностью
трудом, но особенно это заметно в конце
40-х годов жизни человека.
Купер и Маршалл
исследовали источники стресса "белых
воротничков" и выявили следующие
их группы:
- Факторы
профессионального
стресса, связанные
с трудовой деятельностью:
- слишком много
работы (перегрузки);
- плохие физические
условия труда;
- дефицит времени
(когда все время чего-то не успеваешь…);
- необходимость
самостоятельного принятия решения.
- Факторы
стресса, связанные
с ролью работника в
организации:
- ролевая неопределенность,
например недостаточная информированность
о профессиональных обязанностях и соответствующих
ожиданиях со стороны коллег и начальства
("в том числе и "соблазн сачкануть
во время работы" - Н.П.);
- ролевой конфликт,
когда субъект считает, что он делает то,
чего не должен, или чего он не желает делать…
- ответственность
за других людей и за какие-то вещи (за
оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим,
что ответственность за людей - более стрессогенна;
- слишком низкая
ответственность (больно бьющая по самолюбию
и очень расхолаживающая в работе);
- малая степень
участия в принятии решений в организации.
- Факторы
стресса, связанные
с взаимоотношениями
на работе:
- взаимоотношения
с руководством, с подчиненными, с коллегами.
Интересно, что для руководителей с научной
и технической ориентацией отношения
с другими людьми менее значимы, чем для
руководителей, ориентированных на человеческие
контакты;
- трудности
в делегировании полномочий (например,
отказ подчиненных выполнять распоряжения
руководителя).
- Факторы,
связанные с деловой
карьерой:
- два основных
стрессогенных фактора: профессиональная
"неуспешность", боязнь ранней отставки;
статус несоответствия, медленное или
слишком быстрое продвижение, фрустрация
из-за достижения "предела" своей
карьеры;
- отсутствие
гарантированной работы (постоянное ожидание
каких-то изменений);
- несоответствие
уровня притязаний данному профессиональному
статусу.
- Факторы,
связанные с организационной
структурой и психологическим
климатом:
- неэффективное
консультирование (невозможность получить
своевременную квалифицированную помощь
по ряду важных вопросов);
- ограничение
свободы поведения, интриги и т.п.
- Внеорганизационные
источники стрессов:
- Основные
проблемы менеджера, возникающие в семейной
жизни: распределение времени (работник
мечется между семьей и домом, таким образом,
сам менеджер "нуждается в социальной
поддержке для борьбы с "подводными
камнями" семейной жизни"); перенесение
кризисов из одной ситуации в другую. Ряд
авторов считают, что идеалом для руководителя
является схема: "Работающий, пробивающий
себе дорогу муж - заботливая жена" (где
жена - как "группа поддержки"). Другой
вариант семьи руководителя: "Две карьеры
с акцентом на полное разделение и невмешательство".
- Мобильность
менеджера - ведет к обострению конфликтов
в семье, когда необходимо менять место
жительства и т.п. (основную тяжесть переездов
обычно принимает на себя жена). Интересно,
что по данным специальных исследований
(опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера
часто связан с тем, насколько успешно
жена включается в новую (особенно иностранную)
среду общения, т.е. как быстро жена находит
смысл в новых отношениях и, как следствие,
меньше попрекает своего мужа.
- Различия
по психометрическим данным: экстерналы
более адаптивны к различным ситуациям,
чем интерналы; "ригидные" больше
реагируют на неожиданности, идущие "сверху",
от начальства; "подвижные" чаще оказываются
перегруженными работой; ориентированные
на достижение показывают большую независимость
и включенность в работу, чем ориентированные
на безопасность и спокойствие…
Купер и Маршалл
выделяют основные
направления управления
производственным стрессом :
- Изменение
социального, психологического и организационного
окружения на рабочем месте; обеспечение
большей автономии работника.
- Построение
"мостов" между работой и домом (семьей),
создание возможностей для жен управленцев
лучше понять работу своего мужа и даже
"возможностей для включения в процесс
принятия решений, касающихся жизни семьи
(например, связанных с переездом и т.п.)".
- Повышение
квалификации (в плане осознания своих
ролевых позиций и улучшения межличностных
отношений).
- Самое главное
- создание в организации благоприятного
социально-психологического климата.
Хамберг и Лоор
предлагают следующие основные
варианты формирования
навыков контроля за
стрессовыми состояниями
работников:
- Релаксация
как навык активного регулирования. Главное
отличие от "пассивной релаксации"
заключается в том, что активная релаксация
предполагает: сознательные усилия клиентов;
клиенты обучаются распознавать ощущения,
возникающие при пробуждении или при активизации
(это как своеобразные "опорные сигналы").
- Тренировка
социальных навыков (в том числе навыков
уверенности в себе).
- Тренировка
навыков решения проблем. Гильфрид и Девисон
выделяют пять стадий
при обучении решению
проблем:
- общая ориентировка
в проблемной ситуации;
- формулировка
проблемы (выделение "критического
стимула", т.е. обучение способности
обращать внимание на существенные признаки
при решении проблемы);
- генерирование
решений (это "сердцевина" процесса
принятия решения), суть - в выделении множества
вариантов, из которых хотя бы некоторые
могут оказаться полезными;
- принятие
решения о выборе конкретного способа
действия (на основе сопоставления ожидаемых
затрат и преимуществ);
- верификация
эффективности принятого решения (по отношению
к определенным "стандартам" успешности
в данной деятельности).
Проблема
контроля и предотвращения
стресса (дистресса)
в труде связана не столько с тем, чтобы
непременно "бороться" со стрессом,
сколько в грамотном и ответственном управлении
стрессами и снижении вероятности перерастания
стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса
в труде
близка к проблеме конфликтов
в трудовой деятельности, ведь известно,
что так же, как и стресс, конфликт может
быть полезен и даже необходим для развития
организации и конкретных сотрудников
этой организации. И уже применительно
к конфликту в организации, проблема также
состоит в том, чтобы направить энергию
этого конфликта в позитивное русло развития
самой организации и личности работников.
Список
литературы
- Бородкин
Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск:
Наука, 2003. 141 с.
- Дольник В.Р.
Непослушное дитя природы: беседы о человеке
в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс,
2004. 208 с.
- Кабаченко
Т.С. Психология управления. В 2 ч. М.: Российское
педагогическое общество, 2007. 323 с.
- Леонова А.Б.,
Чернышева О.Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы:
Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
- Лукашонок
О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический
этюд для учителя. М.: Российское педагогическое
агентство, 2004. 80 с.
- Мастенбрук
У. Управление конфликтными ситуациями
и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 2006.
256 с.
- Мельник И.
Уловки споров. М., 2001. 13 с.
- Мескон М.Х.,
Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента.
М.: Дело, 2002. 702 с.
- Методы практической
психологии общения: Учеб. пособие / Под
ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. Л.: ЛГТУ,
2000. 61 с.
- Основы конфликтологии:
Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева.
М.: Юристъ, 2007. 200 с.
- Ролз Дж.
Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во
Новосибирского университета, 2005. 536 с.
- Самоукина
Н.В. Психология и педагогика профессиональной
деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2004. 352 с.
- Селье Г.
Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 2002.
109 с.
- Управление
персоналом: Учебник для вузов / Под ред.
Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2004. 423 с.
- Фролов С.Ф.
Социология: сотрудничество и конфликты:
Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2007. 240 с.
- Хрестоматия
по инженерной психологии / Под ред. Б.А.
Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.