Профессиональный стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Проблема функциональных состояний - одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. При анализе профессиональной деятельности рассматриваются, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека

Работа содержит 1 файл

Психология стресса.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

В частности, С. Касл выделяет основные направления концепутуализации стресса в трудовой деятельности 6

  • Создание перечней стрессогенных условий среды.
  • Обновление понятия "стресс" с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как "информирование" об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего.
  • Определение "стресса" в терминах некоторых "базовых" поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению).
  • Попытки придать еще большую четкость понятию "стресс" с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.

В целом  можно выделить две основные линии интерпретации понятия "стресс в труде"
   В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. 
   В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений "человек - среда", которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника. 
 Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, выделим их основные группы  
   1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы. 
  2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции). 
  3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами. 
   4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства. 
   5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу. 
   6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Выделяется  также характеристика "желательных" условий труда:

  • Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности;
  • работа должна быть не слишком утомительной;
  • вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
  • условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
  • работа должна способствовать росту самооценки работника (!);
  • факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

Специально рассматривается  вопрос о корреляции удовлетворенности трудом и показателями психического здоровья:

  • Поведенческие индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков, курение и др.) незначительно связаныс удовлетворенностью трудом.
  • Отчужденность в труде мало распространяется на другие сферы жизни.
  • Показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, низко коррелируют с удовлетворенностью трудом.
  • Оценки аффективных проявлений (тревожность-напряженность, депрессия, раздражительность…) дают высокую корреляцию с удовлетворенностью трудом (точнее, с неудовлетворенностью).
  • Показатели "личного счастья" и общей удовлетворенности жизнью сильно коррелируют с удовлетворенностью трудом, но особенно это заметно в конце 40-х годов жизни человека.

Купер и Маршалл  исследовали источники стресса "белых  воротничков" и выявили следующие  их группы:

    1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
      • слишком много работы (перегрузки);
      • плохие физические условия труда;
      • дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);
      • необходимость самостоятельного принятия решения.
    2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
      • ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства ("в том числе и "соблазн сачкануть во время работы" - Н.П.);
      • ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…
      • ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна;
      • слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);
      • малая степень участия в принятии решений в организации.
    3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
      • взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
      • трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
    4. Факторы, связанные с деловой карьерой:
      • два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;
      • отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
      • несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
    5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
      • неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
      • ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
    6. Внеорганизационные источники стрессов:
      1. Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер "нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни"); перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: "Работающий, пробивающий себе дорогу муж - заботливая жена" (где жена - как "группа поддержки"). Другой вариант семьи руководителя: "Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство".
      2. Мобильность менеджера - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает своего мужа.
      3. Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху", от начальства; "подвижные" чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие…

Купер и Маршалл  выделяют основные направления управления производственным стрессом :

  • Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника.
  • Построение "мостов" между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже "возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)".
  • Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).
  • Самое главное - создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

Хамберг и Лоор предлагают следующие основные варианты формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями работников:

    1. Релаксация как навык активного регулирования. Главное отличие от "пассивной релаксации" заключается в том, что активная релаксация предполагает: сознательные усилия клиентов; клиенты обучаются распознавать ощущения, возникающие при пробуждении или при активизации (это как своеобразные "опорные сигналы").
    2. Тренировка социальных навыков (в том числе навыков уверенности в себе).
    3. Тренировка навыков решения проблем. Гильфрид и Девисон выделяют пять стадий при обучении решению проблем:
      • общая ориентировка в проблемной ситуации;
      • формулировка проблемы (выделение "критического стимула", т.е. обучение способности обращать внимание на существенные признаки при решении проблемы);
      • генерирование решений (это "сердцевина" процесса принятия решения), суть - в выделении множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными;
      • принятие решения о выборе конкретного способа действия (на основе сопоставления ожидаемых затрат и преимуществ);
      • верификация эффективности принятого решения (по отношению к определенным "стандартам" успешности в данной деятельности).

Проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.

 

Список  литературы

  1. Бородкин  Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 2003. 141 с.
  2. Дольник В.Р. Непослушное дитя природы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 2004. 208 с.
  3. Кабаченко Т.С. Психология управления. В 2 ч. М.: Российское педагогическое общество, 2007. 323 с.
  4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
  5. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 2004. 80 с.
  6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 2006. 256 с.
  7. Мельник И. Уловки споров. М., 2001. 13 с.
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. 702 с.
  9. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. Л.: ЛГТУ, 2000. 61 с.
  10. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 2007. 200 с.
  11. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2005. 536 с.
  12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2004. 352 с.
  13. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 2002. 109 с.
  14. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. 423 с.
  15. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2007. 240 с.
  16. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.

Информация о работе Профессиональный стресс