Профессиональные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:51, доклад

Описание работы

Кризис и везде сущности кризисов в развитии личности не нов, стоит вспомнить психосоциальную концепцию развития личности Э.Эриксона психоаналитическую - З.Фрейда. Существует понятие "личные кризисы", обусловленные особенностями личности человека и потенциалом его развития. К таким кризисам, например, относится кризис "творческой личности", появляющийся в результате неудовлетворенности собственными достижениями.

Работа содержит 1 файл

психология труда.docx

— 15.90 Кб (Скачать)

Профессиональные  кризисы 

Кризис  и везде сущности кризисов в развитии личности не нов, стоит вспомнить  психосоциальную концепцию развития личности Э.Эриксона психоаналитическую - З.Фрейда. Существует понятие "личные кризисы", обусловленные особенностями личности человека и потенциалом его развития. К таким кризисам, например, относится

кризис "творческой личности", появляющийся в результате неудовлетворенности  собственными достижениями. Его признаком  может оказаться чрезмерная критичность, заканчивающаяся, как правило, утратой  надежды на лучшее;

кризис "взросления" личности, причиной его возникновения являются противоречия между разнородными ценностями многозначного  мира. Разрешение этого кризиса таится в духовной динамики человека, его  желании проявить гибкость, мобильность  в переосмыслении происходящего.  

Однако, хотелось бы подробнее остановиться на кризисах в профессиональном развитии учителя, педагога.  

По мнению автора исследований В.Прокопюк, кризис профессионального развития - состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Таких кризисов представлено три.  

Кризис  профессиональной адаптации.  

Происходит  в период смены места работы, рода профессиональной деятельности (повышение  по службе), как правило, возникает  у молодых специалистов, работающих творчески, и связан с "человеческой спецификой" учительской профессии:

войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, пола, статуса;

войти в ученический и родительский коллективы;

определиться  по отношению к нормам, принципам, функционирующим в ОУ;

проверить на истинность собственные знания и  имеющийся опыт и т.д.  

Наиболее  типовые стратегии преодоления  этого кризиса заключаются в  следующем: помощь в изучении специфики  работы (индивидуальные особенности  учащихся, характеристика семьи и  т.д.), определение кандидатуры куратора-консультанта и совместное составление программы  образования; помощь и поддержка  директора ОУ (интерперсональное отношение) и другое.  

Кризис  рутинной работы.  

По результатам  исследований кризис возникает у  педагогов обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, как правило, имеющих 10-15 лет стажа, полностью "отдающих себя работе". В этот период в психике учителей могут возникнуть деструктивные  образования ("выработался", "сгорел", "устал", "не вижу перспектив для  дальнейшего роста"), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация.  

Последствия данного кризиса таковы, что педагог  превращается постепенно в формалиста, постоянно испытывая

монотонность  и механичность работы;

глубокое  чувство неудовлетворенности;

потерю  в возможность реализоваться;

потерю  стимула к обновлению и развитию.  

Такие проявления перерастают зачастую в  нежелание и даже отрицание каких-либо инноваций и профессионального роста и приводит к увольнению специалиста.  

Типовая стратегия преодоления этого  кризиса предполагает создание условий, в которых педагог осознал  бы необходимость постоянного профессионального  развития:

создание  системы непрерывного образования;

взятие  новых задач (создание авторской  программы, написание методического  пособия и т.д.);

делегирование педагога в НИИ, центры, инновационные  ОУ с целью знакомства с нововведениями;

предложение новых ролей или общественных функций;

привлечение к участию в исследования, в  проведении ОЭР.  
 

Кризис  завершения профессиональной активности.  

Педагоги, проходящие этот кризис, обладают богатым  опытом работы и сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей  работы. Вынужденность подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации учительского труда …) может дополнительно углублять чувство неудовлетворенности. Степень переживания данного кризиса зависят от системы ценностей данной личности, определения смысла профессиональной деятельности в соотношении с современными требованиями, открытости к сотрудничеству и доброжелательного принятия помощи, нахождении новых возможностей применения своего опыта, исследовательская работа. Однако, в ситуациях, где педагог отрицает любую помощь, уверен в том, что его учили и изменять ничего не надо, кризис усугубляется, переводя учителя в состояние обиды, нетерпимости, замкнутости или агрессии.  

В этой связи хочется упомянуть о  научных исследованиях Ю.Н. Кулюткина, которых определил ряд интеллектуально-личностных качеств, позволяющих взрослым преодолеть кризисные ситуации. К таким качествам относятся:

открытость  ума, проявляющаяся в высокой  чувствительности к противоречивым проблемам, положительной склонности ко всему новому, неожиданному. Конечно  же, в процессе профессиональной деятельности мы обрастаем всякого рода стереотипами, играя положительную роль в регуляции  действий (отсутствие привело бы к  крайней неустойчивости), они "закрывают" от нас новое, нам порой удобнее  действовать по привычке, несмотря на то, что условия уже изменились. Поэтому открытость ума необходима как осознание множественности, неоднородности взглядов на одно и  то же явление. Иногда открытость ума  оценивается непредвзятостью, не скрываемостью своих мыслей и чувств.

Децентрированность мышления - способность человека перейти с одной точки зрения к другой, более широкой.

Гибкость  мышления, исключая процессы ригидности и полной лабильности.

Рефлексивные  механизмы мышления: осмысление собственных  поступков, отражение внутреннего  мира другого.

Метакогнитивные структуры - когнитивный опыт личности, обеспечивающий управление интеллектуальной деятельностью (на уровне непроизвольном - процессы внимания, памяти и т.д.; на уровне произвольном - способность планировать, прогнозировать, выбирать стратегию)

Метакогнитивная осведомленность - представление человека о своих интеллектуальных ресурсах, готовность себя стимулировать.  

Стратегия преодоления кризиса позволяет  утверждать, что в этот период педагог  хоть и имеет многочисленные стереотипы, но способен к самообновлению (см. психологические особенности). Главное в данной ситуации стимулировать преодоление кризиса не формальными решениями, носящими внешний характер, а оказывать помощь опосредованно, предоставляя свободу выбора в целях и задачах модернизации своей профессиональной деятельности учителю.

Информация о работе Профессиональные кризисы