Профессиональные и личностные качества психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Он должен помочь людям быть уверенными в своих потенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить их оптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни, обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог-практик сталкивается с разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе и критическими, в которых оказывается клиент.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществлять сравнение и личностных характеристик. Следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятельность с высокой продуктивностью, и "середнячков", у которых деятельность средне- или малопродуктивная. Формирование групп профессионалов и "середнячков" для такого сравнения осуществляется в основном с помощью экспертной оценки. Определение характеристик  и показателей производится с  опорой на традиционные для психологии методы — психодиагностики, наблюдения и интервью. Исходя из определения  профессионализма личности и профессионала, сравнению подлежат следующие показатели: 
— психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а также степень их выраженности; 
— мотивы профессиональной деятельности и достижений; 
— профессиональные эталоны; 
— общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.

Разработка акмеограмм требует  очень высокой квалификации —  акмеолог должен в совершенстве владеть  многими методами инструментальной психодиагностики, быть хорошим практическим психологом, уважительно относиться к личности обследуемого, ведь задачи решаются чрезвычайно ответственные, можно сказать, судьбоносные.

 

Практическая работа № 1

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности

Процессы памяти

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Классификация видов памяти

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Память, как мускулы, требует постоянной тренировки. Иначе может в один прекрасный день произойти непоправимое – безжалостный диагноз: склероз. Упражнений для развития памяти существует великое  множество. К примеру, стоя на остановке  или совершая долгую поездку в  транспорте, можно использовать это  время с пользой. Внимательно  посмотрите вокруг, выберите какую-нибудь интересную картинку – рекламный  щит, ярко одетого человека напротив, всё то, что привлекло ваше внимание. Рассмотрите этот объект в мельчайших деталях, запомните текст, форму, цвета  и т.д. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить увиденное в деталях. Проверьте себя, ничего не забыли. Так можно повторить несколько раз с одним и тем же объектом, или меняя их. Со временем у вас выработается привычка мгновенного запоминания деталей. В минуты перерыва можно обвести взглядом комнату и найти в ней предметы какого-то одного цвета, или какой-то определённой формы. Нужно тщательно искать только, скажем, квадратные предметы зеленого цвета. Так развивается не только память, но и креативный взгляд на привычные вещи и пространственное воображение. Старый, испытанный способ запоминания – выучивание наизусть стихотворений. Не зря наши школьные задания надом так часто содержали этот «тест» на развитие памяти. Однако вчерашнюю статью вспомнить довольно трудно… Значит, пора учить новые стихи. Наизусть. Физические упражнения для развития памяти тоже существуют. Могут помочь даже ежедневные синхронные движения зрачками из стороны в сторону в течение 30 секунд каждый день, и в день по нескольку раз. Как только глаза устают сосредоточенно смотреть на монитор, засекайте время и начинайте упражнение для зрачков глаз.                                       Забывчивость часто сопровождает неорганизованных людей, не умеющих грамотно поставить цели и распределить свое время. В этих случаях нужно пройти курс тайм – менеджмента и структурировать собственную жизнь. Концентрация внимания тоже поможет улучшить память. Для этого необходимо следить за мыслями. Как только человек ловит сам себя на «витаниях в облаках», дает себе команду – «внимание» и возвращается в «здесь и сейчас». Отличное упражнение для развития памяти – освоение какого-то нового навыка. По свидетельствам очевидцев, люди, дожившие до столетнего юбилея, находятся в отличной форме и обладают отменной памятью тогда, когда они постоянно осваивают что-то новое. Начинайте изучать иностранный язык, играть на музыкальном инструменте, освойте новую компьютерную логическую игру, и долголетие вам обеспечено. Освоили что-то одно, начинайте постигать секреты новых наук и искусств. Для того, чтобы память не давала сбоев, мозг в течение всех жизни человека должен получать достаточное количество полиненасыщенных кислот омега-3, железа, фолиевой кислоты. Ими богаты яблоки, печень, морская рыба жирных пород, грецкие орехи, молоко, бананы. Перед экзаменами рекомендуют употребление шоколада. Он помогает сосредоточиться, восполнить силы и запомнить всё!

Так же существует различные  способы для улучшения памяти:

Бег трусцой – не самое приятное занятие. Зато безумно полезное! Тренируется не только тело, но и память! По исследованиям американских ученых, во время 15-ти минутной пробежки усиливается рост нервных клеток в специальном отделе мозга, отвечающем запамять!

Эксперимент показал, что  более подвижные особи лучше ориентируются в пространстве и запоминают сигналы, нежели их малоподвижные сородичи.  
Конфеты – «витамины» для памяти. 
Глюкоза стимулирует отдел мозга, отвечающий за память

Следует помнить что, для улучшения работоспособности мозга следует уделить особое внимание сну и физическим нагрузкам. Во время сна организм человека находится в полном расслаблении и набирается сил. В это же время происходит восстановление клеток головного мозга, из чего можно сделать вывод о том, что при недостаточном времени, отведенного на сон, мозг не будет способен работать в полную силу.

Существует несколько правил здорового  сна:

  • Спать следует ночью, так как каждый организм рассчитан на определенные биоритмы, именно в темное время суток в процессе сна восстанавливаются все функциональные способности мозга, в том числе и память
  • За час до сна следует ограничить себя в употреблении жирной пищи, в просмотре телевизора и в работе за компьютером, так как эти действия сбивают режим восстановления организма.
  • Спать желательно в проветриваемом помещении и в полной тишине, чтобы ничего не мешало полноценному отдыху.

Во время прогулок на свежем воздухе  мозг активно насыщается кислородом, что повышает работоспособность  мозга, развивает внимание и улучшает память.Не стоит забыть про физические нагрузки, так как они способствуют повышению количества кислорода, который поступает в мозг. Поддержание тела в отличной физической форме гарантирует снижение риска возникновения заболеваний, вызывающих ухудшение памяти.

Умственные нагрузки нужны для того, чтобы постоянно держать мозговую деятельность в тонусе, чтобы память не подводила в нужные моменты. Одним из видов такой нагрузки является решение кроссвордов, так как в процессе поиска ответа на вопрос активизируется часть мозга, отвечающая за восприятие, анализ и запоминание информации. К тому же, решение кроссвордов и различных головоломок – отличный способ провести свободное время с пользой.

Действенное упражнение, которое поможет  улучшить память каждого желающего  – вспоминание деталей прошедшего дня. Лучше всего делать это упражнение перед сном в расслабленном состоянии. Для его выполнения требуется  мысленно описать весь прожитый день со всеми его деталями. Вспомните  диалоги с людьми, которые Вам  встречались, интерьер помещений, которые  Вы посещали. Ежедневное выполнение данной тренировки значительно улучшит  показатели памяти.

Еще одно упражнение подойдет для  любителей поэзии и литературного  творчества. Для его выполнения следует  запомнить несколько четверостиший. Начинающим можно начать с одного, затем постепенно увеличивать их количество.

Подводя итог, можно резюмировать – хочешь иметь хорошую память на долгие годы, занимайся физическими  упражнениями, постоянно тренируй наблюдательность, употребляй полезные продукты и осваивай новые навыки. Постоянная учеба, повышение  уровня образования и расширение кругозора – верный путь к отличной памяти на десятилетия.

 

Список используемой литературы:

 

Абрамова Г.С «Практическая психология» Москва 1997 г.

 

Аверин В.А «Психология личности: Учебное пособие» второе издание  (Москва 2001 г.)

 

Карандашев В.Н «Введение в  профессию» (Питер 2000 г.)

 

Меновщеков В.Ю «Введение в  психологическое консультирование» (Москва 1998 г.)

 

Немов В.С «Психологическое консультирование: учебник для студенческих вузов» (Москва 2001 г.)

 

Шнейдер Л.Б «Пособие по психологическому консультированию» (Москва 2003 г.)


Информация о работе Профессиональные и личностные качества психолога