Профессиональные деструкции педагога, работающего с детьми с ОВЗ

Автор: d***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:44, лекция

Описание работы

Цель: формирование общих компетенций: понимать сущность и значимость своей будущей профессии.
Задачи:
Продолжать формировать мотивацию на получение выбранной профессии
Уточнить понятие деструкция: профессиональная уровень, психологический, философский уровень
Развивать умение самостоятельной работы через решения практических ситуаций

Работа содержит 1 файл

детерминанты проф.деятельности.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

                                         Лекционное занятие 

     ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

     МДК.01 Теоретические основы обучения в начальных  классах и начальных классах коррекционно-развивающего образования

     Специальность «Коррекционная педагогика в начальном  образовании» 

Тема:   Профессиональные деструкции педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

Цель: формирование общих компетенций: понимать сущность и значимость своей будущей профессии.

Задачи:

  1. Продолжать формировать мотивацию на получение выбранной профессии
  2. Уточнить понятие деструкция: профессиональная уровень, психологический, философский уровень
  3. Развивать умение самостоятельной работы через решения практических ситуаций

Форма: лекция с использованием мультимедиа и практических заданий

Педагогические  технологии:  д

Методы, приемы: аудиовизуальный метод (мультимедиа), диалог, практические устные задания.

Иметь практический опыт: решение педагогический ситуаций

Уметь: определять виды профессиональных деструкций, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Знать: виды профессиональных деструкций,  
 

Структура лекции:

  1. Введение в тему
  2. Объяснение новых понятий, терминов
  3. Практическое задание
  4. Выводы по теме
 
 
Компетенции Основные  показатели оценки Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Решение профессиональных-педагогический  ситуаций Собеседование, наблюдение
ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи, аргументировать выбор. Наблюдение  за организацией деятельности
ОК 3. Оценивать  риски и принимать решения  в нестандартных ситуаций Выполнение  практического задания, нахождение деструкций в проф. деятельности, выделение главных мыслей и решений из ситуаций Практическое  задание: решение педагогических ситуаций

Экспертная  оценка на практическом задании

 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введении в тему

  Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности педагога. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, в условиях социальной неопределенности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем. Между тем отсутствие четких ориентиров в области образовательной политики усиливает психоэмоциональные нагрузки на педагогов, порождает психологический дискомфорт, провоцирует нравственную дезадаптацию педагогов. Все это в конечном счете инициирует негативные личностные изменения педагога. Как показывает анализ педагогической практики, многие педагоги проявляют пассивность, нежелание что-либо менять в своей работе, с предубеждением относятся к объективно назревшим нововведениям. Во многом это обусловлено личностными характеристиками педагогов, такими как низкая социально-профессиональная активность, консерватизм, догматизм, равнодушие, которые становятся препятствием на пути реформирования системы образования.

В связи  с этим назрела необходимость  определения теоретико-методологических основ и закономерностей деструктивных  тенденций в профессиональном развитии педагога и разработки технологий их преодоления. Проблема изучения профессиональных деструкции педагога и их влияния на профессиональное развитие - это сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный междисциплинарный характер. В научной литературе выделяют философский, педагогический и психологический уровни анализа.

На  философском уровне раскрывается сущность деструкции, которая заключается не только в разрушении, но и в освобождении с целью сохра-нения целого путем очищения от ненужных наслоений (А.Камю, Ж.Сартр, М.Хайдеггер и др.). Большинство педагогических исследований по проблеме деятельности и личности педагога были направлены на изучение продуктивного развития (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Сласте-нин), деструктивные тенденции профессионального развития педагога не исследовались.

На  психологическом  уровне раскрывается сущность деструкции личности как изменений, разрушающих ее структуру. Так, деструктивные изменения личности исследовались в психоаналитических теориях (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) в качестве разрушительных тенденций ее развития и противопоставлялись созидательным. В отечественных психологических концепциях становления личности констатировались деструкции развития личности. В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. При этом отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями, т.е. развитие - это не только рост, совершенствование, но и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно сопровождают профессиональное развитие личности.

2. Объяснение новых понятий, терминов (мультимедийное сопровождение)

       Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности1. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции2.  
 Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. 

 
    А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций (цит. по:
Зееру, 1997. С. 149-156):

    • отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
    • несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);
    • дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
    • низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
    • рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
    • свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;
    • искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
    • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);
    • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

       Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

     - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

-субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

     - объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

     Практическое  задание:: см.  приложение 1.

Вывод по теме:

       Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Профессиональные деструкции содержатся в целостном процессе профессионального развития. Нет развития без отрицания уже приобретенного. Возникновение и развитие профессиональных деструкции снижает продуктивность выполнения деятельности.

. 

     

        
 

Информация о работе Профессиональные деструкции педагога, работающего с детьми с ОВЗ