Автор: d***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:44, лекция
Цель: формирование общих компетенций: понимать сущность и значимость своей будущей профессии.
Задачи:
Продолжать формировать мотивацию на получение выбранной профессии
Уточнить понятие деструкция: профессиональная уровень, психологический, философский уровень
Развивать умение самостоятельной работы через решения практических ситуаций
ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
МДК.01 Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах коррекционно-развивающего образования
Специальность
«Коррекционная педагогика в начальном
образовании»
Тема: Профессиональные деструкции педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Цель: формирование общих компетенций: понимать сущность и значимость своей будущей профессии.
Задачи:
Форма: лекция с использованием мультимедиа и практических заданий
Педагогические технологии: д
Методы, приемы: аудиовизуальный метод (мультимедиа), диалог, практические устные задания.
Иметь практический опыт: решение педагогический ситуаций
Уметь: определять виды профессиональных деструкций, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Знать:
виды профессиональных деструкций,
Структура лекции:
Компетенции | Основные показатели оценки | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Решение профессиональных- |
Собеседование, наблюдение |
ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи, аргументировать выбор. | Наблюдение за организацией деятельности |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуаций | Выполнение практического задания, нахождение деструкций в проф. деятельности, выделение главных мыслей и решений из ситуаций | Практическое
задание: решение педагогических ситуаций
Экспертная оценка на практическом задании |
1. Введении в тему
Происходящие в обществе социально-экономические
изменения предъявляют новые требования
к личности педагога. На первый план выдвигается
способность быть субъектом своего профессионального
развития, в условиях социальной неопределенности
самостоятельно находить решения социально
и профессионально значимых проблем. Между
тем отсутствие четких ориентиров в области
образовательной политики усиливает психоэмоциональные
нагрузки на педагогов, порождает психологический
дискомфорт, провоцирует нравственную
дезадаптацию педагогов. Все это в конечном
счете инициирует негативные личностные
изменения педагога. Как показывает анализ
педагогической практики, многие педагоги
проявляют пассивность, нежелание что-либо
менять в своей работе, с предубеждением
относятся к объективно назревшим нововведениям.
Во многом это обусловлено личностными
характеристиками педагогов, такими как
низкая социально-профессиональная активность,
консерватизм, догматизм, равнодушие,
которые становятся препятствием на пути
реформирования системы образования.
В связи
с этим назрела необходимость
определения теоретико- На философском уровне раскрывается сущность деструкции, которая заключается не только в разрушении, но и в освобождении с целью сохра-нения целого путем очищения от ненужных наслоений (А.Камю, Ж.Сартр, М.Хайдеггер и др.). Большинство педагогических исследований по проблеме деятельности и личности педагога были направлены на изучение продуктивного развития (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Сласте-нин), деструктивные тенденции профессионального развития педагога не исследовались. На психологическом уровне раскрывается сущность деструкции личности как изменений, разрушающих ее структуру. Так, деструктивные изменения личности исследовались в психоаналитических теориях (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) в качестве разрушительных тенденций ее развития и противопоставлялись созидательным. В отечественных психологических концепциях становления личности констатировались деструкции развития личности. В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. При этом отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями, т.е. развитие - это не только рост, совершенствование, но и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно сопровождают профессиональное развитие личности. 2. Объяснение новых понятий, терминов (мультимедийное сопровождение) Исследователи
отмечают также, что многолетнее выполнение
одной и той же профессиональной деятельности
приводит к появлению профессиональной
усталости, возникновению психологических
барьеров, обеднению репертуара способов
выполнения деятельности, утрате профессиональных
умений и навыков, снижению работоспособности1.
Можно констатировать, что на стадии профессионализации
по многим видам профессий происходит
развитие профессиональных деструкции2.
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: -
объективные, связанные с социально-профессиональной
средой: социально-экономической ситуацией,
имиджем и характером профессии, профессионально- -субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; - объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Практическое задание:: см. приложение 1. Вывод по теме: Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Профессиональные деструкции содержатся в целостном процессе профессионального развития. Нет развития без отрицания уже приобретенного. Возникновение и развитие профессиональных деструкции снижает продуктивность выполнения деятельности. . |
Информация о работе Профессиональные деструкции педагога, работающего с детьми с ОВЗ