Профессионально-этические принципы в психодиагностике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:38, реферат

Описание работы

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое
обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,
где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она
регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально
разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и
психодиагностики.

Работа содержит 1 файл

Профессионально-этические принципы в психодиагностике.docx

— 24.45 Кб (Скачать)

Профессионально-этические  принципы в психодиагностике.

Также  как  и  медицинское  обследование,  любое  психодиагностическое

обследование  может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,

где  психодиагностическая  практика  широко  и  интенсивно  развивается,  она 

регламентируется  как  общим  профессионально-этическим  кодексом,  так  и  специально

разработанными  профессионально-этическими  стандартами  в  области  тестирования  и 

психодиагностики.  Любой  член  психологического  общества  должен  строго  соблюдать 

кодекс  и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического

общества  и  лишен  права (ЛИЦЕНЗИИ)  на  психологическую практику. Воссозданное  в

1994  году  Российское  психологическое   общество  подготавливает  совместно   с

отраслевыми  министерствами  и  ведомствами (прежде  всего  с  министерствами

образования и здравоохранения РФ) серьезные  законопроекты, регламентирующие доступ

к психодиагностической информации и порядок использования  психологических тестов в

стране.

Ведомственные  организационные  нормативы  и  правила  проведения

психодиагностики  отражены,  в  частности,  в «Положении  о  службе  практической

психологии  образования в Российской Федерации» (Вестник образования, 1995, № 7). В 

этом  параграфе  будут  освещены  лишь  основные  принципы,  имеющие  прежде  всего

этическое значение.

Именно  психолог несет всю полноту ответственности  за возможный моральный и

косвенный  материальный  ущерб,  в  том  числе  ущерб  для  соматического  и нервно-

психического  здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном

проведении обследования. 

 

Принцип  специальной  подготовки  и  аттестации  лиц,  использующих

психодиагностические  методики

 

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно

квалифицированными  пользователями, является первым шагом  по защите индивида от их

неправильного  использования.  Необходимая  квалификация  меняется  в  зависимости  от

типа  диагностической методики. Для  правильного  применения  индивидуальных  тестов

интеллекта  и  большинства  личностных  тестов  и  опросников  и особенно  проективных

техник  требуется относительно длинный  период интенсивного обучения, в то время как 

  10для   тестирования  достижений  в   учебной  и  профессиональной  деятельности  нужна

минимальная специальная подготовка.

Психолог-диагност  должен  выбирать  методики,  которые  подходят  как  для

конкретной  цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека,

которого  он  обследует.  Например,  психолог,  занимающийся  диагностикой  нарушений

развития,  должен  не  только  владеть методиками,  но  и знать особенности детей,

относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними

таким образом, чтобы, не  выходя  за рамки  инструкций и правил применения методик,

полностью раскрыть возможности ребенка в  выполнении предъявляемых заданий.

Психолог  также должен знать соответствующую  научную литературу, касающуюся

выбранной  методики,  и  быть  способным  оценить  технические  параметры  таких  ее

характеристик,  как  репрезентативность  норм,  надежность,  валидность,  достоверность.

Известно,  что  результаты  диагностики  чувствительны  ко  множеству условий ее

проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что

все необходимые  методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы

или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете 

другой  касающейся  индивида  информации.  В  тех  случаях,  когда  результаты

стандартизированных  методик  явно  противоречат  другим  источникам  информации  о 

человеке,  психолог  должен  взять на  себя  ответственность за  то,  чтобы признать

результаты  проведенного  обследования  недостоверными,  но  обосновать  это свое

заключение  указанием  на  объективные  факты,  свидетельствующие  о  недостоверности 

этих  результатов.

Психолог  должен знать ГРАНИЦЫ своей КОМПЕТЕНТНОСТИ и ограниченность

используемых  методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики,

которые не удовлетворяют ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, установленным в

отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как  правило,  в  большинстве  развитых  стран  получения  диплома  о  высшем

психологическом  образовании  еще  недостаточно  для  получения  права  на

психологическую  практику.  Для  получения  соответствующей  лицензии  кандидат

проходит  процедуру  АТТЕСТАЦИИ,  включающую  специальные  экзамены  и  анализ

опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого  рода  процедуры  аттестации  с  использованием  стандартной  системы 

требований  к  любым  исполнителям (пользователям),  независимо  от  их  уровня  и 

направленности  образования,  предусматриваются  в  работе  соответствующих  комиссий

Российского  психологического  общества.  Профильное  образование  в  данном  случае

служит  инструментом  более  адекватной  подготовки  к  подобным  профессиональным

испытаниям,  служащим  своего  рода  вступительным  экзаменом  для  новых  членов

психологического  общества.

1а.  Принцип  личной  ответственности.  Если  психолог  привлекает  к

определенным  работам  по  выполнению  психодиагностического  обследования  каких-то

исполнителей,  не  являющихся  аттестованными  специалистами  в  области 

психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности 

за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования  ее

результатов целиком лежит именно на психологе. 

При  проведении  группового  тестирования  по  разветвленной

психодиагностической  программе (независимыми  исполнителями  в  разных

помещениях  в разное время) психолог должен лично  завизировать разработанную им

программу  обследования  и  лично  подписать  отчет,  содержащий

проинтерпретированные им результаты обследования.

 

 

Принцип  ограниченного  распространения  психодиагностических методик 

(принцип  «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ТАЙНЫ»)

В  кратком  изложении  этот  принцип  гласит:  СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ 

психологическим  обществом  профессиональные  психодиагностические методики могут 

распространяться  только среди аттестованных специалистов.

Этот  принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение 

содержания  методик и предупреждение их неправильного  применения.

Доступ  к  таким  методикам  должен  быть  ограничен  теми  людьми,  кто  имеет 

профессиональную  заинтересованность и  гарантирует  их правильное использование,  то

есть  они  должны  быть  доступны  только  тем специалистам,  которые будут проводить

психологическую диагностику и отвечать за достоверность  ее результатов.

Специально  подчеркнем  здесь,  что  сохранение  профессиональной  тайны  имеет 

значение  не  столько  для  поддержания  авторитета  и  социального  статуса  психологов,

сколько для обеспечения корректной и  точной психодиагностики. 

Профессиональные  психодиагностические  методики  не  должны  поступать  в

открытую  продажу. Свободный доступ к методикам  может привести, например, к тому,

что родители будут «натаскивать» своих детей  на выполнение заданий, входящих в эти 

методики,  в  результате  чего  их  диагностическое  применение  станет  абсолютно 

бессмысленным,  они утратят диагностическую ценность.  Что приведет  и серьезным

ошибкам и при переводе в специальные  школы детей с недостатками развития (профиль 

школы  будет  не  соответствовать  характеру  дефекта  развития),  и  при  определении 

направления дальнейшего профессионального  обучения и т. п.

 

Принцип обеспечения суверенных прав личности

Данный  принцип  связан  с  использованием  личностных  тестов,  он  касается

посягательства  на тайну личности. Это сложный  вопрос, поскольку о сущности некоторых 

тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные  особенности, а также установки 

личности, человеку не сообщается, и он может  проявить такие черты в ходе тестирования,

которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной  этический  принцип  в  данном  случае  гласит:  человек  не  должен

подвергаться  какому-либо  обследованию  обманным  путем.  Это  значит,  что  человек 

перед  обследованием  должен  быть  предупрежден,  кто  будет  иметь  доступ  к

результатам обследования и какие решения могут быть и приняты. В том случае, если

обследованию  подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны

совершенно  официально получить родители.

Поясним здесь, что проинформированный о целях и общем смысле обследования

(но,  конечно,  не  о  содержании  тестовых  заданий)  испытуемый  получает  следующие

Информация о работе Профессионально-этические принципы в психодиагностике