Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:38, реферат
Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое
обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,
где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она
регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально
разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и
психодиагностики.
Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое
обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,
где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она
регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально
разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и
психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать
кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического
общества и лишен права (ЛИЦЕНЗИИ) на психологическую практику. Воссозданное в
1994 году Российское психологическое общество подготавливает совместно с
отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствами
образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ
к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в
стране.
Ведомственные организационные нормативы и правила проведения
психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической
психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования, 1995, № 7). В
этом параграфе будут освещены лишь основные принципы, имеющие прежде всего
этическое значение.
Именно
психолог несет всю полноту
косвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-
психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном
проведении обследования.
Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих
психодиагностические методики
Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно
квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их
неправильного использования. Необходимая квалификация меняется в зависимости от
типа диагностической методики. Для правильного применения индивидуальных тестов
интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных
техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как
10для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна
минимальная специальная подготовка.
Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для
конкретной
цели, с которой он проводит обследование,
так и для конкретного
которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений
развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей,
относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними
таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик,
полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.
Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся
выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее
характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность.
Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее
проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что
все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы
или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете
другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты
стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о
человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать
результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое
заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности
этих результатов.
Психолог
должен знать ГРАНИЦЫ своей
используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики,
которые не удовлетворяют ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, установленным в
отдельных областях практики и для определенных категорий методик.
Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем
психологическом образовании еще недостаточно для получения права на
психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат
проходит процедуру АТТЕСТАЦИИ, включающую специальные экзамены и анализ
опыта
работы по использованию
Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы
требований к любым исполнителям (пользователям), независимо от их уровня и
направленности образования, предусматриваются в работе соответствующих комиссий
Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае
служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным
испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для новых членов
психологического общества.
1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к
определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то
исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области
психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности
за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее
результатов целиком лежит именно на психологе.
При проведении группового тестирования по разветвленной
психодиагностической программе (независимыми исполнителями в разных
помещениях в разное время) психолог должен лично завизировать разработанную им
программу обследования и лично подписать отчет, содержащий
проинтерпретированные им результаты обследования.
Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик
(принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ»)
В кратком изложении этот принцип гласит: СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ
психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут
распространяться
только среди аттестованных
Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение
содержания методик и предупреждение их неправильного применения.
Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет
профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, то
есть они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить
психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.
Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет
значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов,
сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики.
Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в
открытую продажу. Свободный доступ к методикам может привести, например, к тому,
что родители
будут «натаскивать» своих
методики, в результате чего их диагностическое применение станет абсолютно
бессмысленным, они утратят диагностическую ценность. Что приведет и серьезным
ошибкам и при переводе в специальные школы детей с недостатками развития (профиль
школы будет не соответствовать характеру дефекта развития), и при определении
направления дальнейшего профессионального обучения и т. п.
Принцип обеспечения суверенных прав личности
Данный принцип связан с использованием личностных тестов, он касается
посягательства на тайну личности. Это сложный вопрос, поскольку о сущности некоторых
тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки
личности, человеку не сообщается, и он может проявить такие черты в ходе тестирования,
которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.
Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен
подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек
перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к
результатам обследования и какие решения могут быть и приняты. В том случае, если
обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны
совершенно официально получить родители.
Поясним здесь, что проинформированный о целях и общем смысле обследования
(но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие
Информация о работе Профессионально-этические принципы в психодиагностике