Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:20, реферат
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-пр
Введение
Стадии профессионального становления личности
Модели становления профессиональной деятельности
Профессиональное самосознание
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский
национальный технический университет
Кафедра
психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
на
тему:
«Профессиональное
становление личности.»
Подготовил ст.гр. 102528
Степанченко С.Л
Проверила:
Иванова
Е. М.
МИНСК
2011
Введение
Стадии профессионального становления личности
Модели становления профессиональной деятельности
Профессиональное самосознание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим
критерием осознания и
Можно
констатировать, что перед личностью
постоянно возникают проблемы, требующие
от нее определения своего отношения
к профессиям, иногда анализа и
рефлексии собственных
Стадии профессионального становления личности
Профессиональное
становление личности выражается столкновением
между экономическими потребностями
общества в квалифицированных
1. Период роста (до 14 лет). Через игры дети пробуют себя в различных ролях, профессиях. Выясняя, чем заниматься нравится и что хорошо получается, они проявляют интересы, способные повлиять на профессию в будущем.
2.Период
исследования (15 – 24 года). Молодые
люди стараются определить
3.Период карьеры ( 25 – 44 года). Работники стараются укрепиться в выбранной профессии. В начале периода место работы и специальность могут еще меняться, но посте 30 лет род занятий редко меняют. Эти годы обычно оказываются самыми успешными.
4.
Период закрепления (45 – 64 года).
Основное стремление
5.
Период спада (с 65 лет). Начинают
убывать умственные и
Модели становления профессиональной деятельности
Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.
В
современной психологической
Представители
психологии развития факторами профессионального
становления считают
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
•
модель профессионального развития,
которая характеризуется
Адаптивная
модель отражает становление специалиста,
который является носителем профессиональных
знаний, умений и опыта. Модель профессионального
развития характеризует профессионала,
владеющего профессиональной деятельностью
в целом, способного к ее самопроектированию
и совершенствованию. Движущими силами
развития специалиста являются противоречия
между усложняющимися требованиями профессионального
труда и индивидуальным стилем, опытом
и способностями. Основная движущая сила
развития профессионала — внутриличностное
противоречие между «Я-действующим» и
«Я-отраженным». Переживание этого противоречия
побуждает профессионала к поиску новых
способов самоосуществления.
Профессиональное самосознание
В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.
В
отличие от самосознания в целом,
профессиональное самосознание специфичнее
по своему содержанию. Если самосознание
формируется в
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.
Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».
Е.
В. Прокопьевой была предложена возможная
классификация профессиональных Я-концепций,
построенная на основании различных
вариантов соотношения
С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Исследуя
природу и генезис
1.
Мотивация к достижению
2.
Профессиональное субъективно-
3.
Направленность личности на
4.
Оптимальный временной
В
процессе профессионального становления,
по мере роста профессионализма меняется
и профессиональное самосознание. От
того, насколько адекватно
Заключение
За
последнее десятилетие на постсоветском
пространстве сложилась парадоксальная
ситуация: процент обучающихся в
вузах увеличился, но при этом снизился
престиж образования и
Данная ситуация опасна, как минимум,
с двух сторон. Во-первых, прогресс
возможен только там, где
Во-вторых, отсутствие необходимой образовательной базы у таких работников не позволяет им почувствовать себя компетентными, а значит, быть уверенным в себе, что может привести к внутриличностному конфликту. А ведь компетентность – элемент Я-концепции, поддерживающий её. Это положение было доказано представителями гуманистической психологии. А.Маслоу выделял потребность в компетентности как один из уровней своей иерархической концепции мотивации, благодаря которой формируется самоуважение личности.