Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:39, реферат
Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
В российских школах была
В 11 классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся: желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других десятиклассников самооценка высока и глобальна – охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Еще одна группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменением самооценки в 11 классе повышается тревожность.
Самооценка конкретного
Несмотря на некоторые
Имеющиеся различия в
3.4. Учебная
мотивация
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем
школьном
возрасте появляется сознательное отношение
к учению. Профессиональное самоопределение
человека начинается далеко в его детстве,
когда в детской игре, ребенок принимает
на себя разные профессиональные роли,
и проигрывает связанные с ним поведения.
И заканчивается в ранней юности, когда
уже необходимо принять решение, которое
повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Экспериментальное изучение значимости
мотивов учебной деятельности и профессионального
выбора подростков и юношей определяющие
значение в учебной деятельности приобретают
мотивы самоопределения и узкопрактические,
в выборе профессии – мотивация «на себя».
Причем, доминирующая мотивация выбора
профессии у юношей не подвержена изменению
с возрастом. У девушек происходит переход
от мотивации на общественные нужды к
общей мотивации на профессию.
3.5. Планирование
Профессиональное
Выбор, совершаемый в процессе
профессионального
Чтобы сделать полноценный
Задача конструирования
Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее. Имеющиеся
данные
позволяют усомниться в том, что познавательная
сфера у всех выпускников школы вполне
готова для таких сложных действий. В
возрасте 16-17 лет развитие психологической
функции планирования отнюдь не завершено,
оно продолжается даже после двадцатилетнего
рубежа. Из этого следует в частности,
что к моменту профессионального самоопределения
выпускники не готовы сделать зрелый,
полноценный выбор по причине недостаточной
сформированности соответствующих психологических
функций. Наконец, надо учитывать вмешательство
личностной психодинамики, склонность
принять желаемое за действительное или
вытеснить неприятные ожидания.
Заключение
Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции».
Самооценка старшеклассника – устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психической функции планирования.
Список литературы
1. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М. Буякас//Воросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40
2. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.
3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: КН. для учащихся ст. классов сред. шк./Е.А. Климов.-М.: Просвещение, 1990.-192с.
4. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.
6. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.
7. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21
8. Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути/Е. Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог/Прилож. к газ. «п/с»/.-2002.-№ 2.-С.2-3.
9. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 1999.-383с.
10. Шапарь, В.Б. Практическая психология.Инструментарий/В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко.-Ростов н/Дону:Издательство «Феникс», 2002.-68с.