Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:58, реферат
В решении проблемы профессионального самосознания накоплен определенный опыт. В исследованиях отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.С.Кон, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.) разработан категориальный аппарат в области изучения самосознания, установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самопознание, самоотношение, самооценка. Изучены вопросы структуры сознания и самосознания, понимания личнотсно-смысловых образований (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и др.).
Введение _______________________________________________________ 3.
1. Проблема самосознания в философии _____________________________ 4.
2. Проблема самосознания в зарубежной психологии __________________ 6.
3. Проблема самосознания личности в отечественной психологии _______11.
4. Проблема профессионального самосознания личности в психологии __ 16.
Заключение _____________________________________________________19.
Список использованной литературы ________________________________ 20.
Эти
определения термина «
В.Г.Каташев
рассматривает профессиональное самосознание
как часть самосознания личности
и рассматривает его как
В.Г.Маралов полагает, что профессиональное самосознание имеет как общие черты с самосознанием в целом, так и свою специфику. Общее определяется тем, что, как и самосознание в целом, профессиональное самосознание включает в себя самопознание эмоционально-ценностное отношение, самооценивание, саморегулирование и самоконтроль. Своеобразие – познаются, оцениваются, подлежат регуляции те свойства личности и особенности поведения, которые в своей совокупности описывают педагога в его профессиональной деятельности [10].
В.А.Якунин, рассматривая профессиональное самосознание как часть самосознания личности в целом, определяет самосознание как осознание и самооценку своего Я (актуального, ретроспективного, идеального и рефлексивного) [26].
Таким
образом, профессиональное
самосознание – это процесс познания
себя, формирования представлений о себе,
выработки отношения к себе и саморегуляции
в системе профессиональной деятельности,
общении и в системе собственной личности.
Заключение
Анализ философской, психологической и педагоги ческой литературы, посвященной вопросам самосознания, профессионального самосознания позволил выявить, как трактуется понятие «самосознание», «профессиональное самосознание» в философии и психологии.
Итак, самосознание в философии – это самопознание и представление о себе как особой реальности. В психологии – это представление о себе (или совокупность представлений), связанное с самооценкой; это процесс, с помощью которого человека познает себя, формирует представление о себе и относится к самому себе.
Профессиональное самосознание в психологии
– это процесс познания себя, формирования
представлений о себе, выработки отношения
к себе и саморегуляции в системе профессиональной
деятельности, общении и в системе собственной
личности.
Список
использованной литературы