Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов — теоретических, методических, исследовательских. Тем не менее, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой. Прежде всего, я хотел сформировать для себя представление о том, как нужно планировать,
осуществлять и анализировать работу группы.
Навыки общения усваиваются точно так же, как любые другие навыки. Чтобы им научиться, нужна практика. Это примерно тоже, что управлять автомобилем, или иметь какой-либо другой навык: езду на велосипеде, катание на лыжах или любой другой вид спорта. Если вы помните, как впервые пытались овладеть сложным навыком вождения автомобиля, то обнаружите, что вам приходилось контролировать много разных вещей сразу. Можно предполагать, что вы держали руками руль, или во всяком случае одной рукой, а в то время другая работала с переключателем передач. В то же время вам надо было следить за тем, что делают ваши ноги, и это было не легкой задачей. На все это вам приходилось обращать внимание, и вдобавок отдавать себе некоторый отчет в том, что происходит вне машины

Содержание

Введение. 3-4
1. Роль и функции ведущего тренинг. 4-5
2. Cтили руководства группой 6-7
3. Характеристика личности группового тренера 7-9
4. Подготовка ведущих тренинговых групп. 9- 11
Заключение. 11
Литература 12

Работа содержит 1 файл

Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.docx

— 42.47 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Тема  реферата

Профессиональная  подготовка ведущего тренинговой группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г. 
 
 
 
 
 

План 

                                                                       стр

Введение.                                                                                     3-4

1. Роль и функции ведущего тренинг.                                     4-5

2. Cтили руководства группой                                                6-7

3. Характеристика личности группового тренера                   7-9

4. Подготовка ведущих тренинговых групп.                            9- 11                                                      

Заключение.                                                                                11

Литература                                                                                   12  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

      Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов — теоретических, методических, исследовательских. Тем не менее, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой. Прежде всего, я хотел сформировать для себя представление о том, как нужно планировать,

осуществлять  и анализировать работу группы.

      Навыки общения усваиваются точно так же, как любые другие навыки. Чтобы им научиться, нужна практика. Это примерно тоже, что управлять автомобилем,  или иметь какой-либо другой навык: езду на велосипеде, катание на лыжах или любой другой вид спорта. Если вы помните, как впервые пытались овладеть сложным навыком вождения автомобиля, то обнаружите, что вам приходилось контролировать много разных вещей сразу. Можно предполагать, что вы держали руками руль, или во всяком случае одной рукой, а в то время другая работала с переключателем передач. В то же время вам надо было следить за тем, что делают ваши ноги, и это было не легкой задачей. На все это вам приходилось обращать внимание, и вдобавок отдавать себе некоторый отчет в том, что происходит вне машины.

      На психологических тренингах клиенты делают то же, чего требует любой сложный навык: задача раскладывается на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами откроются новые возможности - другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые компоненты до уровня бессознательного, эффективного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательного внимания.

      Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее

содержательном  и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

     Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Можно сказать, что групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленное на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Тренинговая группа – это не место, где обмениваются проблемами, это место, где каждый участник может лучше понять и принять себя. Проводит тренинг ведущий – специально подготовленный человек, имеющий специальное образование. Вот о нем и предстоит речь в этой работе.

 

2.Роль  и функции ведущего  тренинговой группы

Хотя  и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей  среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.

По моеему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

  1. технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);
  2. эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

Согласно  С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

  1. активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
  2. аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);
  3. комментатор;
  4. посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
  5. член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Среди других подходов к ролям и поведенческим  характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний, а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью). На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы. В процессе психологического тренинга ведущий выполняет несколько функций:1. Руководящая функция Ведущий определяет цели работы группы, разрабатывает и осуществляет соответствующую программу действий, устанавливает нормы и правила в группе, обеспечивает методическое сопровождение занятий; 2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует происходящее; 3.Экспертная функция. Ведущий помогает участникам разбирать и оценивать сложившуюся ситуацию в группе; 4. Посредническая функция. Она заключается в организации групповых процессов. Ведущий может вмешиваться, когда группа испытывает затруднения. 
 

3.Стили руководства группой

Стиль работы ведущего может располагаться между свободным и директивным ведением группы. Крайняя форма свободного ведения может проявляться как внешне пассивная до чрезвычайности. При этом ведущий не предлагает участникам ни целей, ни средств их достижения. Внешняя «пассивность» тренера порой может быть настолько выражена, что даже вызывает раздражение участников. Ведущий вроде как бездействует, он только слушает. В группе могут возникать довольно продолжительные паузы. Ведущий при этом ни кого не убеждает и ничего не объясняет. Он может мягко уходить от вопросов нападений или требований участников. В группе может возникать напряженность, из которых группа выбирается как самостоятельно. Это очень сложная форма управления группой, требующая от ведущего высокого профессионализма, владения в совершенстве техникой эмпатического слушания, способности замечать невербальную информацию, исходящую от каждого участника, способности воспринимать и «чувствовать группу в целом и управлять ею. Но именно данная форма порой позволяет достичь такого результата, который в иных условиях труднодостижим. Она дает возможность выкристаллизовать проблемы группы и её участников. Если данная форма используется как техника, то только после того, как проблема определена, на ней сосредотачиваются все усилия ведущего и участников. Другая крайняя форма – это программированный, жестко заданный директивный стиль ведения группы. Она подразумевает наличие у ведущего детально продуманного плана проведения занятий.. Эта форма позволяет не отвлекаться на групповую динамику и максимально эффективно использовать время для обучения. Минусы данной формы могут заключаться в том, что не всегда можно заранее предугадать настроение группы и особенности прохождения процедуры. Кроме того, запрограммированные занятия в непрофессиональной директивной форме могут выхолащивать содержание и гасить активность участников. Эта форма также требует большого профессионализма от ведущего. Таким образом. Для начинающих тренеров в реальной групповой работе полезнее применять компромиссную форму ведения, находящуюся где-то между описанными выше. Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.

Согласно  классической классификации стилей управления малой группой –  авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Не директивный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" (1990, с. 164).

Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический  стиль руководства; отношение к  директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что  в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда  члены группы испытывают сильный  стресс; 3) когда динамика группы настолько  неясна для участников, что они  не могут точно и полно осознать, что происходит .

Многие  группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко  структурировали и чтобы ими  жестко управляли. Это действительно  бывает необходимо для преодоления  начальной скованности и тревожности  и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный  руководитель находит возможности  постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой  группе.

Наименее  продуктивный стиль руководства, как  принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно  неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между  стилями управления группой и  конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

4.Характеристика личности группового тренера

    Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

      Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Информация о работе Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы