Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:21, статья
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. Практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
1. Принцип ответственности. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Принцип компетентности. Профконсультант должен иметь необходимую
специальную теоретическую
и практическую подготовку, использовать
приемы и методы, соответствующие
его квалификации и личным возможностям,
постоянно повышать свою квалификацию,
знакомиться с новыми разработками
в области своей профессиональн
Профконсультант
использует в своей работе лишь те
методы психодиагностики, которыми хорошо
владеет. Применяемые методики должны
быть стандартизированы и
необходимо убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.
3. Принцип добровольности.
Клиент приходит на
обследовании только по собственному желанию. Он имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
4. Принцип конфиденциальности.
Информация, полученная профконсультантом
в процессе работы с клиентом,
не подлежит разглашению (
5. Принцип активности.
Консультируемый
6. Принцип позитивного
эффекта. Профконсультант
7. Принцип лояльности.
Профконсультант уважает
Профконсультирование
характеризуется двумя
По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и
групповыми (размер
группы зависит от целей консультаций
и организационных
Профпригодность
Профпригодность человека - взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время.
В принципе профессия
как область приложения сил человека
может быть
«не приспособленной» и в этом смысле
не пригодной для него. Причем взаимная
не пригодность профессии и человека может
быть не только за счет технической, предметной,
но и за счет социально-организационной
стороны труда. Так как человек не может
работать «вообще», он всегда оказывается
в какой-то обстановке как предметной,
так и микросоциальной.
Из сказанного ясно, что вопрос профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.
На самом
деле большая или меньшая
Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.
В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».
При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему.
Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы.
1. Гражданские
качества –моральный облик
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности
3. Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.
4. Единичные,
частные, специальные
5. Навыки, привычки, знания, опыт
Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность
По мнению того же Е.А.Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:
1. Непригодность (к данной
профессии) Она может быть
2. Годность (к той или
иной профессии или группе
таковых) Эта степень
3. Соответствие
(данного человека данной
4. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.