Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:00, реферат
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне.
Тенигина Елена ЗО психология 4 курс
Профессиограммы: трудограмма, психограмма.
Профессиограмма - это научно
обоснованные нормы и
В целом профессиограмма должна отвечать
следующим требованиям:
Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма и ее составляющие. "Трудограмма" (описание труда в профессии)
1. Предназначение,
"миссия" профессии, ее роль
в обществе (производство материальных
товаров или идей, оказание услуг
в разных социальных сферах; сбор,
хранение и передача информации
и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные
для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии - стороны
окружающей действительности, на которые
воздействует человек в ходе труда (материальные
предметы, идеальные предметы - культура,
информация, индивидуальное или общественное
сознание людей, предметы натуральные
в контексте природы и искусственные,
созданные человеком.). Правильное видение
предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания как совокупность
сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения,
способы работы, технологии, техники, применяемые
в данной профессии для успешного достижения
результата; степень их развернутости,
обобщенности, автоматизированности.
6. Средства труда - стороны окружающей
действительности (материальные и идеальные
объекты), которые человек использует
для воздействия на предмет труда при
реализации своих целей, для получения
нужного продукта труда. К средствам труда
относятся реальные инструменты, приборы,
компьютеры, оргтехника, а также знаковые
средства и системы правил логического
мышления, моральной и эстетической оценки
и др. Предмет и средства труда могут меняться
местами даже в рамках одной профессии.
7. Условия труда: режим труда и отдыха,
возможности их варьирования; характеристика
социального окружения; санитарно-гигиенические
факторы труда; интенсивность, темп труда
и продолжительность нагрузки; рабочее
место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда: формы
индивидуальной, совместной, групповой
деятельности, преобладающие в данной
профессии; виды профессионального общения
и позиции в нем, обмен средствами и продуктами
труда между его участниками; нормы выполнения
и сроки; субординация и иерархия подчинения,
социальный статус и должности в рамках
профессии.
9. Продукт труда (или его результат) - те
качественные и количественные изменения,
которые человек привносит в предмет труда;
критерии оценки результата труда, степень
заданности результата труда, его более
или менее жесткая регламентация (от исполнительного
труда к творчеству).
10. Возможные уровни профессионализма
и квалификационные разряды в данной профессии,
категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии:
психологическая и социальная безопасность,
наличие благоприятного микроклимата
в профессиональной среде; социальные
гарантии, размеры оплаты труда и отпуска,
охрана труда; допустимость индивидуального
стиля выполнения трудовой деятельности
и индивидуального варьирования операции;
возможность повышения квалификации,
переподготовки на смежные профессии;
формы служебного продвижения и поощрения
профессионального роста.
12. Обязанности представителя данной профессии:
владение профессиональной компетентностью,
знание этических норм профессионального
поведения (духовность в общении с коллегами);
соблюдение профессиональной и служебной
тайны в работе с людьми; умелое ведение
документации; ограничения (чего не следует
делать в профессии никогда). Должностные
функциональные обязанности (что и как
должен делать человек данной профессии
в условиях конкретной должности в том
или ином учреждении).
13. Позитивное влияние данной профессии
на человека: возможность личностной самореализации,
векторы и возможная динамика внутреннего
роста; возможность развития индивидуальности
и личности средствами этой профессии,
принадлежность к определенной профессиональной
общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии: зоны
и типы трудностей и ошибок, возможные
материальные и нравственные потери, наличие
экстремальных и стрессовых ситуаций,
резкая смена ситуаций или паузы, монотония,
ограничения времени, дефицит информации
или информационная перегрузка; возможность
аварийных ситуаций, профессиональной
деформации личности и другие психологические
вредности; отсутствие профессионального
роста; виды нареканий ("штрафов")
за низкую эффективность, за нарушение
этических норм.
Психограмма (описание человека труда в профессии)
Психологические
качества, желательные для эффективного
выполнения профессиональной деятельности,
общения, для профессионального
роста, преодоления экстремальных
ситуаций в труде. Сюда относятся:
ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы,
отношения, ценностные ориентации человека,
психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная
самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный
облик.
4. Удовлетворенность человека трудом,
его процессом и результатом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СПЕЦИАЛИСТА:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы,
приемы, умения, техники, психотехнологии
(в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная
обучаемость, открытость к профессиональному
росту.
8. Профессиональное мышление, в том числе
творческость, возможность обогатить
опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение
проектировать и реализовать планы своего
профессионального роста.
10. Психологические противопоказания
(то есть психические качества, абсолютно
или относительно несовместимые с профессией),
а также качества, отсутствие которых
может быть компенсировано. Желательно
определение противопоказаний в мотивационной
и операциональной сфере.
11. Линии профессионального роста и линии
распада профессиональной деятельности
и личности специалиста, пути их реабилитации.
В заключении к профессиограмме целесообразно
указать возможные пути профессионального
обучения и переобучения, тренируемости
и упражняемости отдельных психологических
качеств, пути переделки, компенсации
и реабилитации, пути повышения квалификации
и переквалификации, переориентации в
рамках данной профессии (с учетом индивидуальных
особенностей человека) и переподготовки
на другую профессию или специальность.
Профессиограмма на примере профессии Менеджера.
№ | Критерии | Описание. |
1. | Наименование профессии | менеджер |
2. | Доминирующий способ мышления | адаптация – координация |
3. | Область базовых знаний № 1, уровень. | предпринимательство, бизнес, уровень высокий (теоретический) |
4. | Область базовых знаний № 2, уровень. | финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, знание ПК (Word, Exсel), 1С, иностранного языка. уровень средний (практическое использование знаний). |
5. | Профессиональная область | администрирование (управление). |
6. | Межличностное взаимодействие | Частое. |
7. | Доминирующий интерес | предпринимательский |
8. | Дополнительный интерес | Социальный |
9. | Условия работы | В помещении. Мобильный. |
10. | Доминирующие виды деятельности |
|
11. | Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества) | Способности
способности (способность руководить);
Личностные качества, интересы и склонности
|
12. | Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: |
|
13. | Области применения профессиональных знаний |
|
Информация о работе Профессиограммы: трудограмма, психограмма