Профессиограммы: трудограмма, психограмма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне.

Работа содержит 1 файл

Здала. психология труда.docx

— 25.65 Кб (Скачать)

Тенигина Елена  ЗО психология 4 курс

Профессиограммы: трудограмма, психограмма.

 
           Профессиограмма - это научно  обоснованные нормы и требования  профессии к видам профессиональной  деятельности и качествам личности  специалиста, которые позволяют  ему эффективно выполнять требования  профессии, получать необходимый  для общества продукт и вместе  с тем создают условия для  развития личности самого работника.  Профессиограмма - это обобщенная  эталонная модель успешного специалиста  в данной области, хотя иногда  отмечается, что в профессиограмме  надо учитывать и варианты  выполнения профессиональной деятельности  на "среднем" уровне. Из профессиограммы  человек получает сведения об  объективном содержании труда,  о психологических качествах,  требуемых от человека. Вместе  с тем Профессиограмма - это  не жесткая стандартная схема,  а гибкая ориентировочная основа  развития специалиста. Профессиограмма  должна не сковывать индивидуальное  творческое развитие специалиста,  а лишь давать ориентиры объективных  требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться  по мере изменения профессии,  поэтому обращаться к профессиограмме  необходимо так или иначе в  течение всей профессиональной  жизни как специалисту психологу,  так и каждому работающему  человеку для того, чтобы осуществлять  коррекцию психологических качеств  с учетом современных требований  профессии. Таковы назначение  и функции профессиограммы.

 
                   В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

  • четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
  • подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
  • выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
  • показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
  • показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
  • иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
  • описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма  и ее составляющие. "Трудограмма" (описание труда в  профессии)

1. Предназначение, "миссия" профессии, ее роль  в обществе (производство материальных  товаров или идей, оказание услуг  в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека. 
          2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения). 
          3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму. 
          4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии. 
          5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности. 
          6. Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии. 
          7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост. 
          8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии. 
          9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству). 
          10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата. 
          11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста. 
          12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении). 
          13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу. 
          14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий ("штрафов") за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

Психограмма (описание человека труда в  профессии)

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального  роста, преодоления экстремальных  ситуаций в труде. Сюда относятся: 
          ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА: 
          1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции. 
          2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала. 
          3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик. 
          4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом. 
          ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА: 
          5. Психологические знания о труде, о профессии. 
          6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей). 
          7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту. 
          8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии. 
          9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста. 
          10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере. 
          11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. 
          В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность. 
          
 

Профессиограмма на примере профессии  Менеджера.

Критерии Описание.
1. Наименование профессии  менеджер
2. Доминирующий способ мышления адаптация – координация
3. Область базовых  знаний № 1, уровень. предпринимательство, бизнес, уровень  высокий (теоретический)
4. Область базовых  знаний № 2, уровень. финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, знание ПК (Word, Exсel), 1С,  иностранного языка. уровень  средний (практическое использование  знаний).
5. Профессиональная область администрирование (управление).
6. Межличностное взаимодействие Частое.
7. Доминирующий интерес предпринимательский
8. Дополнительный интерес Социальный
9.  Условия работы В помещении. Мобильный.
10. Доминирующие виды деятельности
  • работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;
  • служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;
  • изучение спроса и предложений на рынке;
  • планирование деятельности организации;
  • коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);
  • поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;
  • разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;
  • руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;
  • контроль за исполнением данного задания;
  • участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;
  • проведение переговоров, бесед с клиентами;
  • проведение презентаций.
11. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества)  Способности

    

  • высокое развитые организаторские   

             способности (способность руководить);

  • коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);
  • способность управлять собой;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • способность руководить;
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
  • способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
  • хорошо развитые аналитические способности;
  • высокий уровень понятийного мышления.

    Личностные качества, интересы и склонности

  • умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
  • уверенность в себе, в принимаемых решениях;
  • энергичность;
  • четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);
  • умение подчиняться требованиям, нормам организации;
  • эрудированность;
  • стремление к постоянному личностному росту.
12. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
  • отсутствие  организаторских способностей;
  • боязнь неудачи, неуверенность в себе;
  • неумение управлять собой;
  • неорганизованность, недисциплинированность;
  • безынициативность;
  • неспособность принимать решения;
  • косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
  • склонность перекладывать ответственность на других.
13. Области применения профессиональных знаний
  • промышленные фирмы;
  • сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
  • сфера строительства и добывающей промышленности (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании);
  • транспортная сфера (компании по автодоставке и автоперевозкам);
  • сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании);
  • гостиничный и ресторанный бизнес;
  • туристические компании;
  • рекламные агентства и компании;
  • брокерские фирмы.
        

Информация о работе Профессиограммы: трудограмма, психограмма