Профессиограмма «Певец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Пение возникло ещё на заре человеческой культуры и использовалось преимущественно либо для выражения переживаемых человеком чувств и эмоций, либо при проведении определённых ритуалов и обрядов. Затем появились песни повествовательного характера и песни, связанные с какими-либо бытовыми обстоятельствами. Первыми представителями вокального искусства были народные певцы. В средние века в Западной Европе их называли бардами, трубадурами, миннезингерами. Народные певцы являлись творцами песен и передавали их устно своим последователям.

Работа содержит 1 файл

Профессиограмма.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Профессиограмма «Певец»

1. Общая характеристика  профессии

Пение возникло ещё на заре человеческой культуры и использовалось преимущественно либо для выражения переживаемых человеком чувств и эмоций, либо при проведении определённых ритуалов и обрядов. Затем появились песни повествовательного характера и песни, связанные с какими-либо бытовыми обстоятельствами. Первыми представителями вокального искусства были народные певцы. В средние века в Западной Европе их называли бардами, трубадурами, миннезингерами. Народные певцы являлись творцами песен и передавали их устно своим последователям.

На закате Средневековья, с возникновением оперы, появились оперные певцы, которые исполняли арии, написанные композиторами. Если изначально этот вид пения применялся только в театре, то сейчас классический вокал является широко распространённым и за пределами театра. Позже, в связи с возникновением камерной музыки, появились и камерные певцы, исполняющие вокальную музыку на концерте в сопровождении музыкальных инструментов. Кроме того, в качестве отдельного вокального жанра существует хоровое пение, при котором  несколько певцов поют одновременно, при этом каждый исполняет свою собственную партию (сюда же относятся и певчие церковного хора).

На рубеже 19-20 вв. начала зарождаться эстрадная музыка и, в связи с этим, стали появляться эстрадные вокалисты. Их главная особенность состоит в том, что им не требуется жёстко следовать определённым правилам и традициям пения, приветствуются индивидуальность и оригинальность исполнения. На данный момент в эстрадном направлении существует множество различных музыкальных жанров (джаз, рок, поп-музыка и пр.), каждый из которых подразумевает свои особенности вокального исполнения.

В настоящее время певец может применять свои профессиональные умения и знания в: хоровых коллективах, вокально-инструментальных, джазовых ансамблях; театрах; дворцах культуры; социальных организациях (детских центрах творчества и досуга); на телевидение и радио; в образовательных учреждениях (специализированных колледжах, техникумах, вузах, консерватории).

2. Содержание  труда

Доминирующими видами деятельности певца являются:

  • выражение музыкальной мысли посредством голоса и с использованием различных техник пения;
  • выступление перед публикой на концертной и эстрадной сцене;
  • донесение эмоциональной глубины произведения с использованием вокального искусства, искусства танца, актерского мастерства;
  • исполнение музыкальных произведений в различных стилях;
  • участие в постановке и проведении концертной программы;
  • участие в концертах хорового пения;
  • выступление в качестве солиста;
  • передача различных эмоций, чувств посредством голосовых интонаций и тембров.

Орудием труда  певца является его голосовой  аппарат. Извлечение звука происходит с помощью задействования органов  дыхания, межрёберных мышц, диафрагмы, мышц пресса и гортани, голосовых связок, языка, носоглотки, лицевых костей и хрящей, зубов. В связи с этим большая часть технологических операций певца связана с правильным использованием ресурсов для звукоизвлечения. Профессия певца не требует определенно рабочего места и позы (во многом они зависят от конкретного жанра). 

3. Условия  труда

Условия труда певца могут  различаться в зависимости от того, в каком жанре он работает, однако, существует и ряд общих  требований. Все они направлены на достижение максимальной сохранности голосового аппарата певца и обеспечение наилучшего звучания голоса. Во-первых, режим работы должен быть таким, чтобы не вызывать перенапряжения голосового аппарата: небольшое время непрерывной работы и наличие перерывов для отдыха. Во-вторых,  большое значение имеет учёт биологических ритмов певца и его физиологического и психологического состояния: от них серьёзно зависит и качество исполнения, и возможные риски ущерба профессиональным возможностям (например, срыв голоса или нервный срыв). В-третьих, необходимы подходящие микроклиматические условия: нормальная температура и влажность, низкий уровень постороннего шума и пр. В-четвёртых, немаловажна подходящая акустика в помещении (особенно для оперных певцов) и рабочая аппаратура (особенно для эстрадных исполнителей). В целом, условия труда должны учитывать индивидуальные особенности певца, поскольку у разных исполнителей голосовые аппараты имеют свои особенности.

4. Требования  профессии к человеку

Можно выделить следующие качества, обеспечивающие успешность данной профессиональной деятельности: наличие красивого, сильного, гибкого голоса и умение им управлять, технически распоряжаться в зависимости от характера музыки; нахождение контакта со слушателями; чистая, ясная дикция; тонкое музыкальное чутье; музыкальные способности (хороший музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); артистические способности; креативность; умение свободно и раскованно двигаться на сцене, танцевать.

Среди личностных качеств, интересов и склонностей можно выделить: экспрессивность; эмоциональность; чувствительность; терпеливость; умение импровизировать; оригинальность, интуитивность; музыкальность (глубокое понимание музыки).

Препятствовать эффективной профессиональной деятельности могут: отсутствие голоса; отсутствие музыкальных способностей; отсутствие артистических способностей; скованность, стеснительность; слабая воля.

5. Необходимые профессиональные знания

Для успешной профессиональной деятельности певец должен обладать необходимыми знаниями. Это, во-первых, знания из области гуманитарных наук: теория и история культуры, литература, философия искусства и пр. Во-вторых, знания по анатомии и физиологии человека и валеологии: особенности функционирования голосового аппарата, связь различных физиологических систем и процессов с пением, способы поддержания голосового аппарата в здоровом состоянии и действия при возникновении нарушений. В-третьих, знания музыкальной теории: сольфеджио, музыкальная литература, гармония, композиция и др. В-четвёртых, немаловажно изучение сопутствующих дисциплин, таких как актёрское мастерство, сценическое движение и пр.  Вполне очевидно, что для певца крайне важно уметь применять имеющиеся знания на практике, поэтому главными при обучении являются занятия по специальности (академический вокал, эстрадный вокал и пр.), в процессе которых певец овладевает необходимой техникой извлечения звука.

Необходимые знания и навыки певец может получить в музыкальных учебных заведениях. Базовое вокальное образование даётся в музыкальных школах и школах искусств (в Харькове их насчитывается более двух десятков). Среднее специальное образование можно получить в музыкальном училище, колледже (в Харьковском музыкальном училище имени Б.Н. Лятошинского). Высшее образование можно получить в институте культуры, консерватории (в Харьковском государственном университете искусств имени И.П. Котляревского, Харьковской государственной академии культуры).

 

В настоящее время профессия певца является весьма популярной, отчасти потому, что в случае приобретения широкой известности певец может получать большие гонорары, а также потому, что многие певцы являются всенародными любимцами и кумирами. В связи этим в музыкальной сфере среди певцов существует большая конкуренция, во многом стимулирующая их к совершенствованию своих профессиональных навыков, к активной работе и новаторству.

Наиболее высокая оплата труда у певцов, имеющих отношения к шоу-бизнесу. Вполне естественно, что очень немногие вокалисты имеют возможность работать в этой области. Поэтому за вполне достойную оплату многие певцы работают в клубах, ресторанах и прочих развлекательных заведениях, выступают на разного рода праздничных мероприятиях, презентациях, концертах, фестивалях и др., а также записывают на заказ песни, например, для использования в рекламных роликах или по случаю определённого мероприятия. В основном такая работа носит непостоянный характер, поэтому периоды хорошего заработка могут чередоваться с периодами отсутствия работы. Более стабильной, но менее прибыльной является преподавательская деятельность певцов в учебных учреждениях. Вследствие именно низкой оплаты труда в таких учреждениях многие певцы, желающие преподавать, предпочитают давать частные уроки. Этот способ приносит больший доход, однако, является менее постоянным и не отражается на трудовом стаже человека. Также довольно низкооплачиваема работа певцов в театрах, филармониях и других государственных учреждениях.

Из всего этого следует, что работа большей части певцов (за исключением наиболее популярных), как и других деятелей искусства, оплачивается невысоко, по крайней мере, на официальных и особенно на предоставляемых государством местах работы, поэтому многие певцы основную часть дохода получают на неофициальных работах, выполняя какие-либо частные заказы.

С моей точки зрения, в современном мире для того, чтобы работать певцом, совершенно необязательно получение высшего специального образования, поскольку оно необходимо практически только для работы в образовательных учреждениях, а они, как было отмечено, приносят крайне небольшой доход. Вся прочая музыкальная деятельность намного больше связана не с наличием диплома, а с имеющимися знаниями, навыками, которые можно получить не только в ВУЗе, а также с идеями и ресурсами для их воплощения. Если говорить именно об исполнительской деятельности певца, то, в принципе, любой певец стоит перед выбором между занятием коммерческой или некоммерческой музыкой. В первом случае человек имеют большую материальную выгоду, во втором – реализует свои творческие идеи и развивает музыкальное искусство. В очень редких случаях возможно совмещение этих двух направлений в рамках одного музыкального проекта. Зачастую певцы вынуждены отдельно заниматься тем, за что платят, что наиболее востребовано, и отдельно – тем, что близко их душе. В этом смысле не всегда профессиональную деятельность певца можно отнести к искусству. Как следствие, для получения достойной оплаты за свою работу и для профессиональной самореализации многим певцам приходится заниматься принципиально разными вещами.

Трудно говорить о перспективности работы певцом в наше время, поскольку здесь всё сильно зависит от жанра работы и места работы. Также сложно судить о целесообразности получения специального образования, поскольку результаты обучения музыкальным дисциплинам критически зависят от конкретного преподавателя специальности. Существует масса примеров певцов, не получавших специального образования, но имеющих очень высокий профессиональный уровень, например, как результат частных занятий или самообучения.

Лично мне очень импонирует профессия певца, поскольку она очень интересна, позволяет выражать свои переживания и мысли на языке музыки, даёт определённую свободу в самовыражении, доставляет немалое эстетическое удовольствие. С сожалением могу отметить то, что все эти замечательные составляющие работы вокалиста в значительно большей степени присутствуют не в Украине, а в Европе и США, поэтому многие наиболее талантливые и целеустремлённые исполнители нередко покидают нашу страну и далеко не всегда возвращаются обратно. Всё-таки заграницей качество музыкального образования зачастую выше, а интересная музыкантам, элитарная музыка более востребована.

 


Информация о работе Профессиограмма «Певец»