Процессы и закономерности памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:53, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Содержание

1. Введение.
2. Процессы и закономерности памяти.
2.1. Основные процессы памяти.
2.2. Законы памяти.
3. Заключение.
4. Литература.

Работа содержит 1 файл

реферат психологии память.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

    Формы  воспроизведения:

> узнавание  — проявление памяти, которое  возникает при повторном восприятии  объекта;

> воспоминание, которое осуществляется при отсутствии  восприятия объекта;

>   припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от

степени логической упорядоченности запоминаемой и  хранимой  в ДП информации;

>  реминисценция   —   отсроченное   воспроизведение   ранее   воспринятого, казавшегося забытым;

> эйдетизм  — зрительная память, долго   сохраняющая  яркий  образ   со  всеми деталями воспринятого.

  Процессы  узнавания  отличаются  друг  от  друга  степенью   определенности. Наименее определенно узнавание  в тех случаях,  когда  мы  испытываем  только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого  опыта не  можем.  Подобные  случаи  характеризуются  неопределенностью  узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются  сложным мыслительным  и волевым процессом. 

          1. Законы  памяти.      

                                                    

  Немецкий  ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы, которые он вывел:

  1. Сравнительно  простые события в жизни, которые  производят особенно сильное  впечатление на человека, могут  запоминаться сразу прочно и  надолго, и по истечении многих  лет с момента первой и единственной  встречи с ними могут выступать  в сознании с отчетливостью и ясностью.

  2. Более  сложные и менее интересные  события человек может переживать  десятки раз, но они в памяти  надолго не запечатлеваются.

   3. При  пристальном внимании к событию  достаточно бывает его однократного  переживания, чтобы в дальнейшем  точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

   4. Человек  может объективно правильно воспроизводить  события, но осознавать этого  и, наоборот, ошибаться, но быть  уверенным, что воспроизводит  их правильно. Между точностью  воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

   5. Предварительное  повторение материала, который  подлежит заучиванию (повторение  без заучивания), экономит время  на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их   количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

   6. При  запоминании длинного ряда лучше  всего по памяти воспроизводятся  его начала и конец («эффект  края»).

   7. Для  ассоциативной связи впечатлений  и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

   8. Повторение  подряд заучиваемого материала  менее продуктивно для его  запоминания, чем распределение  таких повторений в течение  определенного периода времени, например в течение нескольких часов, или дней.

  9. Новое  повторение способствует лучшему  запоминанию того, что было выучено  раньше.

  10.То, чем  человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.  Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

  11. Редкие, странные, необычные впечатления  запоминаются лучше, чем привычные,  часто встречающиеся.

  12.Любое  новое впечатление, полученное  человеком, не остается в его  памяти изолированным. Будучи  запомнившимся, в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием. 

                                                 Заключение. 

  Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому

уровню развития нашей психики мы многое можем  и многое умеем. Все, что мы узнаем оставляют в нашей памяти известный  след,  который может  сохраняться  достаточно  длительное  время. Именно  благодаря  памяти  человек  в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.  Память занимает особое место среди психических  познавательных  процессов. 

  Необходимой   предпосылкой   узнавания   и    воспроизведения    является

запечатление, или запоминание,  того,  что  было  воспринято.

  Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. 

                                           Литература: 

     
  1. Крутецкий В.А., Психология: учеб. для учащихся пед. училищ- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1986 – 336 с.
  2. Общая психология, учебник для студентов пед. институтов, под редакцией проф. А.В. Петровского, изд. 2-е-М.: Просвещение, 1977 – 479 с.
  3. Квин В., Прикладная психология – СПб: Питер, 2001 – 560 с.
  4. Грановская Р., Элементы практической психологии: 5-е изд. – СПб:Речь, 2003 – 655 с.

Информация о работе Процессы и закономерности памяти