Процесс воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Содержание

Введение3
Определение воображения4
Виды воображения5
Функции воображения6
Механизмы воображения
Развитие воображения у детей8
Заключение9

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 28.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

“Тверской государственный технический университет  “

(ГОУВПО  «ТГТУ»)

Кафедра Психологии и философии

    
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу: ” Психология ощущения, восприятия и представления”.

На тему: «Процесс воображения» 
 
 
 
 

                                              Выполнил: студент 1курса 

                                              дневного отделения

                                              факультета ГФ

                                              группы 1003 ПСИ

                                              Целикова В.Ю.

                                                                                   Приняла: Власенко Н.Ю. 
 
 
 

                                                        

                                                     

                                                        Тверь 2011 

Оглавление

Введение3

Определение воображения4

   Виды воображения5

   Функции воображения6

   Механизмы воображения

   Развитие воображения у детей8

    Заключение9 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей.  
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.  
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Обладая богатым  воображением, человек может жить в разном времени, что не может  себе позволить никакое другое живое  существо в мире. Прошлое зафиксировано  в образах памяти, а будущее  представлено в мечтах и фантазиях.  
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так  космонавты могли в своем воображении  представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой. 
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
 
 
 
 
 
 
 

Виды  воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых  усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции воображения

Разум человека продолжает функционировать и тогда, когда в мозг не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.  
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:  
- Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 
- Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.  
- Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.  
- Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.  
- Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.  
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизмы воображения

Преобразование  действительности при помощи воображения  происходит не произвольно, оно имеет  свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах  преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.

  • агглютинация: создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация: увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация: сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование: подчеркивание особенностей объектов
  • типизация:  выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого  решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  воображения у  детей

Через творчество у  ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения  способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения  препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось  воображение в процессе труда, и  основное его значение состоит в  том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного  и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в  технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью  без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти  выход в проблемной ситуации, когда  мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Информация о работе Процесс воображения