Процесс социальной идентификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:43, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена современной социально-экономической ситуацией в мире, а также интересом мировой научной общественности к проблеме межгрупповых отношений. Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в социальной психологии. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Но в социальной психологии недооценивается проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

Семестровая.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена современной социально-экономической ситуацией в мире, а также интересом мировой научной общественности к проблеме межгрупповых отношений. Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в социальной психологии. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Но в социальной психологии недооценивается проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни. До сих пор существует острая дискуссия относительно объяснения феномена «сдвига риска».

Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.[4]

Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Общество можно образно сравнить с "живым организмом", балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.

Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

 

1 История возникновения межгрупповых отношений

 

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего - межгрупповой агрессии - представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон и У. Макдугалл. Однако регулярные эмпирические (в том числе - экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между тем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета социальной психологии, Б.Ф. Поршнев отмечает, что социальная психология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной единицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, а отношения между общностями.[2]

Б.Ф. Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное психологическое объединение людей. Общая теория социальной психологии, по мнению Б.Ф. Поршнева, является не чем иным, как всесторонним психологическим анализом этого центрального понятия - понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности Б.Ф. Поршнев выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людей в группы, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.

Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставление ее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом объединения людей к их познанию себя как общности. Субъективная сторона всякой реально существующем общности, всякого коллектива конституируется путем этою двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением "мы" и "они", путем отличения от других общностей, коллективов, групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри" Процесс уподобления и процесс обособления, по мнению Б Ф Поршнева, взаимно противоположны, но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочетаниях.[3]

Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами - то есть общественные отношения. При этом социально-психологические общности или "сцепления" являются, по меткому определению автора, своеобразной формой, которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях наполняется объективным общественным содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

2 Психология межгрупповых отношений

Актуальность рассмотрения межгрупповых отношений определяется, прежде всего, достаточно многочисленными примерами социально-деструктивного поведения членов одних социальных групп по отношению к членам других групп. Акты насилия, проявляющиеся на религиозной, этнической или идеологической основе, формирующей и подкрепляющей предрассудки, предубеждения и стереотипы являются, пожалуй, наиболее острой проблемой межгруппового взаимодействия заставляет социальную психологию искать адекватные объяснения закономерностей и механизмов, управляющих данными социально-психологическими процессами.

Одной из ключевых проблем рассматриваемых исследователями явилась проблема выявления факторов, оказывающих влияние на формирование предрассудков и предпочтений, проявляющихся в межгрупповых отношениях.[1]

К числу таких факторов относятся:

- цели и принципы групповой деятельности. Группы, действующие в соответствии с принципом “выиграть – проиграть”, демонстрируют большую межгрупповую дискриминацию или агрессию по отношению к не членам группы (аут-группе) по сравнению с теми, кто вынужден, для достижения общих целей, кооперировать усилия с ними;

- простая принадлежность к группе служит достаточным основанием для проявления межгрупповой дискриминации. Данный фактор получил название парадигмы минимальных внутригрупповых связей в соответствии с которой, даже группы организованные на основе произвольных оснований и не имеющие опыта совместной деятельности, проявляют тенденцию к выражению тенденциозных суждений и дискриминационного поведения. Справедливости ради необходимо отметить, что в этом случае дискриминация проявляет себя только при определенных условиях (когда члены аут-группы относятся к категории низко статусных и/или к социальным меньшинствам);

Естественной внутри личностной основой для формирования отношений индивида с социальными образованиями является процесс категориальной дифференциации. Индивид дифференцирует окружающую его социальную среду на “своих” и “чужих”, для обозначения этих категорий Шерифом были введены два понятия “ин-группа” и “аут-группа”. Ин-группа – группа к которой принадлежит индивид (или считает себя принадлежащей к ней). Аут-группа – группа к которой индивид не принадлежит (или думает, что не принадлежит). Использование для понимания социальной реальности данных категорий, которые упорядочивают и упрощают информацию, приводит к заострению различий между категориями, и соответственно к сглаживанию этих различий внутри категорий. Это необходимо для более четкой категориальной дифференциации.[2]

На основе процесса социальной категориальной дифференциации возникает восприятие однородности группы. При этом более однородными представляются представители аут-групп, что некоторыми исследователями объясняется недостаточным знакомством членов ин-группы с членами аут-группы. Однако, существует и обратный феномен: когда ин-группа меньше аут-группы, она воспринимается как более однородная. Это, в свою очередь объясняется процессом социальной идентификации.

 

 

 

 

3 Процесс социальной идентификации

Социальная идентификация – представления человека о том, кем он является в соответствии с его членством в группе. Часть нашей Я-концепции (наша идентичность) определяется в терминах принадлежности к группе и служит основанием для позитивного представления о самом себе. Механизм этого таков: мы получаем представление о своей группе (позитивное или негативное) сравнивая ее с другими группами; человек заинтересован в сравнении групп в пользу собственной, так как от этого зависит его собственная самооценка. И чем более успешной является группа, тем охотнее люди идентифицируют себя с ней. Желание иметь позитивную Я-концепцию создает установку искать способы более позитивного восприятия ин-группы на фоне аут-группы.[4]

Теория социальной идентичности предполагает некоторую прямую причинную связь между межгрупповой дискриминацией и самооценкой.

При этом, существуют две основные гипотезы, поясняющие эту связь:

1) В соответствии с первой – высокая самооценка является причиной межгрупповой дискриминации, так как именно она является инструментом укрепления социальной идентичности и поддержки высокого уровня самоуважения и самооценки.

2) В соответствии со второй гипотезой именно низкая самооценка лежит в основе межгрупповой дискриминации, так как последняя является механизмом занижения оценки аут-группы и поднятие на этой основе самооценки ин-группы.

Обе указанные гипотезы подвергаются критике, однако, первая гипотеза (утверждающая, что в основе групповой дискриминации лежит чаще всего высокая самооценка) поддерживается большей частью исследователей.

Заметим, при этом, что межгрупповая дискриминация в обеих гипотезах носит по преимуществу инструментальный характер, так как не является конечной целью. Результат, которого добивается группа не дискриминация сама по себе, а высокая формирование (как в случае, если исходная самооценка была низкой) или поддержание (как в случае, если исходная самооценка была высокой) высокой самооценки.

При этом исследования стереотипов и предпочтений в дружбе у детей показали, что и для них характерны проявления группового фаворитизма, аут-групповой стереотипизации и межгрупповой дискриминации – в противовес мнению о том, что эти процессы производны от научения в процессе социализации. По всей видимости, данные групповые процессы в основе своей имеют более глубокую, чем принято считать, биологическую природу.[2]

Итак, цель, преследуемая в большинстве случаев группой в динамике межгрупповых отношений – формирование и поддержка высокого уровня самооценки и самоуважения. Тем не менее, статусная дифференциация групп в рамках одного общества не всегда дает основания для достижения подобной цели.

Для индивидов составляющих группу есть несколько альтернативных путей отреагировать на негативную идентичность, связанную с группой. Они различаются по целям, методам и возможным последствиям. Кроме того, различают коллективистские и индивидуалистические стратегии.

Тип реагирования определяется социокультурными особенностями той общности, к которой принадлежит индивид. Можно предположить, что индивиды, воспитанные в рамках коллективистских культур будут более склонны к выбору коллективистских стратегий, а, в свою очередь, представители индивидуалистических культур предпочтут индивидуалистические стратегии снижения отрицательной социальной идентичности.

Несложно заметить, что качественные и системные изменения в положительной самоидентификации социальной группы достигаются лишь при групповых усилиях, предпринимаемых с той или иной степенью настойчивости. Сравнивая два пути достижения изменений можем отметить, что путь, связанный изменением параметров формирования положительной самоидентификации долог, а результат гадателен. В то время как путь прямой конфронтации выглядит более быстрым, а степень неопределенности меньшей (хотя в действительности степень неопределенности приблизительно равна). [3]

Таким образом, стремление к поддержанию положительной самоидентификации является одной из важнейших причин межгрупповых конфликтов. Социальные группы являются предметом изучения многих научных дисциплин — философии, социологии, политологии и, конечно, психологии, в первую очередь, социальной. Благодаря этому, вероятно, а также учитывая очевидную социальную актуальность, межгрупповые конфликты (по сравнению с другими видами конфликтов) чаще становились объектом внимания исследователей и получили более разнообразное описание в литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.

Одной из задач исследования был анализ того, как сказывается изменение характера межгрупповых отношении на результатах межгруппового сравнения и оценки. Межгрупповое сравнение и оценка проводились в коллективах производственных арендных подразделении в виде двух последовательных "срезов", на II этапе исследования, т.е. непосредственно после создания арендных коллективов и заключения договоров, и на III его этапе, т.е. через год после начала работы в новых условиях. Использовалась специально разработанная оригинальная методика, сочетающая технику попарного сравнения и оценку групповых качеств (отношений) с помощью зрительно-аналоговой шкалы.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. С. 289.

2. материалы сайта /www.siblec.ru/

3. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. С.

4. Колебцева, Ольга Николаевна. Регулирование межгрупповых отношений в организации : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. - Москва, 2006. - 178 с. : ил.

 

3

 



Информация о работе Процесс социальной идентификации