Проблемы взаимоотношений подростков с родителями или конфликтные ситуации в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.

Работа содержит 1 файл

Взаимоотношения подростка с родителями.docx

— 20.05 Кб (Скачать)

                     УО «Барановичский Государственный  Университет» 
 
 
 

«Проблемы                                                               взаимоотношений     подростков с родителями или конфликтные  ситуации в семье»

  

                                                                                                            

                                                                                          Подготовила 

                                                                                          Студентка 2 курса, 

                                                                                          Пед. факультета

                                                                                          Группы ПТ-21

                                                                                          Челей Юлия 
 
 

                                                           2011 г.                                                                

Будьте  великодушны: помогите своим детям найти  с вами             общий язык

 Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.

 Юноши и  девушки, так или иначе, сталкиваются  с одинаковыми проблемами: взаимоотношения  с родителями, сверстниками, учителями,  одиночество, первая любовь, выбор  профессии. Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей лишь усугубляют конфликтную ситуацию, в которой живет подросток.

Психологический дискомфорт в коллективе класса, напряженные  отношения с учителями, а затем  и с родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения  закрепляются и могут перейти  в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими  неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к  школе и к учебной деятельности вообще.

Для всей семьи  трудное время  отрочество (13-15 лет) и юность (до 18 лет). Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят  этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся  в середине процесса созревания. Сказывается  закон неравномерности индивидуального  развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально  оставаться подростком. Основная проблема, возникающая у подростков,  это  проблема взаимоотношений с родителями.

 В юношеском  возрасте ребенок избавляется  от детской зависимости и переходит  к отношениям, которые основаны  на взаимном доверии, уважении  и относительном, но неуклонно  растущем равенстве. В большинстве  семей процесс проходит болезненно  и воспринимается как вызывающее  поведение. Подростковый возраст   время проверки всех членов  семьи на социальную, личностную  и семейную зрелость. Оно протекает  с кризисами и конфликтами.  В этот период все скрытые  противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может  стать грубым, резким, критиковать  родителей и других взрослых.

 В глазах  подростка мать и отец остаются  источником эмоционального тепла,  без которого он чувствует  себя беспокойно. Остаются они  и властью, распоряжающейся наказаниями  и поощрениями, и примером для  подражания, воплощающим в себе  лучшие человеческие качества, и  старшим другом, которому можно  доверить все. Но со временем  эти функции меняются местами.  В связи с этим даже в  благополучных семьях возникает  определенная сложность общения  с детьми старшего школьного  возраста. Не всегда родители  различают, что нужно запрещать,  а что следует разрешать. Все  это может создать весьма непростую  ситуацию.

 

  

 Рассмотрим 5 типов семей, в зависимости от царящей в них обстановки:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.

Подростки, воспитывающиеся  в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. Эта атмосфера  благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность  оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых  в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной  музыки, моды и т. д. А дети  к  мнению близких в других, более  существенных, вопросах.

2. Семьи, где царит  доброжелательная  атмосфера. 

В таких семьях существует определенная дистанция  между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние  в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят.

3.  Большая группа  семей, где родители  уделяют достаточное  внимание учебе  детей, их быту, но этим и ограничиваются. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания. Явно виден конфликт между родителями и детьми. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”.

4. Существуют семьи,  где за ребенком  устанавливается  слежка, ему не  доверяют, применяют  рукоприкладство. 

В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается  стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности  в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Критическая обстановка  в семье.

Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Дети же ведут себя вызывающе. Они  считают, что “предки”  это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие  взрослые становятся “механизмом” для  обеспечения потребностей и ограничения  свободы. А если, в семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой  семьи пагубно  оно является причиной многих преступлений подростков. Подросток  ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Атмосфера  напряженная, критическая.

ВЫВОД: позиция старшеклассника в семье во многом  определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, они к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. На самом же деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией. Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях.

 

 Кто же должен сделать первый шаг к  примирению?

 В большинстве случаев  родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.  

 Первая задача  родителей - найти общее решение,  убедить друг друга. Если придется  идти на компромисс, то обязательно,  чтобы основные требования сторон  были удовлетворены. Когда один  родитель принимает решение, он  обязательно должен помнить о  позиции второго.

 Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок  не видел противоречий в позициях  родителей, т.е. обсуждать эти  вопросы лучше без него. Дети  быстро “схватывают” сказанное  и довольно легко маневрируют  между родителями, добиваясь сиюминутных  выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и  т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребенка.

 Третья задача - взрослые должны всегда помнить,  что подросткам хочется видеть  в родителях друзей, которые помогут  решить проблемы самосознания  и самоопределения. Самому сделать  это бывает не под силу, появляется  чувство безысходности, и не  от отсутствия информации, а от  отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто  легче поговорить о проблемах  с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить  беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального  напряжения. Если же это напряжение  присутствует, не избежать конфликтов.    

                                

                                         

Информация о работе Проблемы взаимоотношений подростков с родителями или конфликтные ситуации в семье