Проблемы возраста человека

Автор: Светлана Кирлык, 21 Июля 2010 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

В отечественной психологии проблему возраста1 человека впервые подверг рассмотрению Лев Семенович Выготский2. В диагностике развития заслуживают внимания вопросы, которые возможно разрешить, основываясь на изучении специфик каждого возрастного периода, последовательности хода развития, стадий и фаз, всех основных типов развития, на изучении структуры и динамики развития во всем их многообразии.

Содержание

Введение 4
Основная часть 7
1 Возраст и его проблемы на основе классификации 7
1.1 Классификация возрастных проблем 7
1.2 Понятие возрастного кризиса 10
2 Возраст как ступень развития человека 13
Заключение 21
Глоссарий 25
Список использованных источников 26
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

Психология развития и возрастная психология.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     Проблема осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастная динамика исследовалась многими авторами. Создатель Эго-теории личности Эрик Эриксон, выделил 8 стадий психосоциального развития личности (Приложение А). Эриксон считал, что каждая из 8 стадий сопровождается «кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии». При этом психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями5.

     Специфическая для каждого возраста, социальная ситуация развития закономерно определяет весь образ жизни человека, его социальное бытие. Отсюда появляется вопрос, с которым приходится сталкиваться при изучении динамики какого-либо возраста, собственно это вопрос о генезисе центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сформировавшуюся к началу какого-то возраста и предопределяемую отношениями между человеком и средой, необходимо выяснить, как из жизни человека в этой социальной ситуации зарождаются и формируются новообразования, свойственные данному возрасту. Новообразования, характеризующие перестройку сознательной личности человека, в первую очередь, являются результатом или продуктом возрастного развития. Трансформирование в сознании человека возникает на основе обусловленной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Поэтому формирование новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

     При разрешении конфликта личность обогащается новыми, положительными качествами, в противном случае - возникают симптомы и проблемы, которые могут спровоцировать развитие психических и поведенческих расстройств.

     Таким образом, психолог должен основываться, что немаловажно, на крайне критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников, основываясь на всех проявлениях и фактах созревания. Синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых называется личностью, входит целиком и полностью в рамки исследования. Невозможно, точно измерить черты личности, с трудом удается определить, что называется личностью, но с точки зрения диагностики развития необходимо следить за тем, как складывается и созревает личность, полагает Гезелл.

     Если  ограничиваться только определением и измерением признаков развития, психолог не сможет выйти за пределы чисто опытного констатирования того, что и так известно лицам, наблюдающим человека. В лучшем случае возможно лишь уточнение симптомов и проверка их измерением. Но в этом случае, ни пояснить наблюдаемые в развитии человека явления, ни прогнозировать дальнейший ход развития, ни указать, какого рода действия практического характера должны быть использованы по отношению к человеку. Такого рода бесполезный в объяснительном, прогностическом и практическом отношении диагноз развития можно сопоставить только с теми медицинскими диагнозами, которые устанавливались врачами в эпоху господства симптоматической медицины. Больной жалуется на насморк, врач ставит диагноз: болезнь – насморк. К примеру, человек жалуется на боль в колене, врач ставит диагноз: болезнь – больное колено. Такой диагноз по сути бессодержательный, т.к. исследователь не добавляет ничего нового к тому, что он узнал из наблюдений самого больного, и возвращает больному его же собственные жалобы, навесив на них научную этикетку. Пустой диагноз ничего не может объяснить в наблюдаемых явлениях, ничего не предсказывает относительно судьбы этих явлений и, к сожалению, не может дать практических советов. Подлинный диагноз должен дать истолкование, прогноз и научное обоснование назначения.

     В точности так же обстоит дело и с симптоматическим диагностированием в психологии. Если на консультирование приводят человека с жалобами на то, что он отстает в умственном развитии, плохо запоминает, а психолог после проведение исследования констатирует: низкий коэффициент умственного развития - умственная отсталость, такая трактовка ничего не разъясняет, ничего не прогнозирует и, фактически, ничем не может помочь.

     Таким образом, одной из важнейших проблем, которая складывается на определенном этапе развития, является социальная стадия развития. Она обуславливает динамику развития на протяжении любого возрастного порога и порождает качественно новые психологические новообразования. Данные трансформации происходят к концу возрастного периода Выготского.

     Так как диагностика развития следит за тем, как определяется и развивается личность, можно рассматривать личностную проблематику в контексте с возрастом.

     2 Возраст как ступень развития человека

 

     Возраст является качественно специфической ступенью онтогенетического развития человека. В человеческой жизни каждый возраст имеет обусловленные нормативы, которые можно оценивать как адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития человека. Они выступают также как задачи определенного возрастного развития. Переход к каждому следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, т.е. в форме определенных периодов жизненных изменений и поворотных моментов, сопровождающиеся стрессом и определенными трудностями. Это сравнительно незначительные по времени периоды (до года) онтогенеза, которые характеризуются резкими психологическими изменениями. Их форма, длительность и острота в значительной степени может различаться в зависимости от особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

     Как правило, кризисы развития отмечаются существенным психическим дискомфортом, иногда они ставят под угрозу выживание организма. Подобные переходы могут происходить самопроизвольно, как в случае кризиса середины жизни. Обычно плавно и безболезненно протекает психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости. Скорее рост различается переходными периодами беспокойства и попытками разрешения мучительных вопросов или в экстремальных случаях - периодами полной дезорганизации и отчаяния. Если преодоление кризисов прошло успешно, то некая дезорганизация и хаос могут оказаться орудием избавления от жизненных паттернов, изживших себя. Появляется вероятность переоценить, «отпустить на волю» прежние убеждения, цели, идентификации, образ жизни и начать новые, наиболее перспективные жизненные стратегии. Таким образом, психологический кризис - это с одной стороны физическое и психическое страдание, а с другой стороны трансформация, развитие и личностный рост.

     З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович  считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым, нужным элементом социализации, которые обусловлены логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия. В то время как С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития6.

     Внешние поведенческие особенности кризиса, по Выготскому, характеризуются следующим: границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис начинается незаметно, его чрезвычайно трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его апогей, наличие этой верхней точки отличает критический период от других; в это время отмечаются выраженные особенности поведения; возможны острые конфликты с окружающими; болезненные и мучительные конфликты и переживания со стороны внутренней жизни7.

     Деление кризисного возраста на предкритическую и посткритическую фазы ввел Выготский8. В предкритической фазе появляется противоречие между объективной и субъективной компонентами социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В критической фазе данное противоречие усиливается и проявляется, раскрывая себя, достигая своего апогея. Далее в посткритической фазе противоречие разрешается через формирование новой социальных условий развития, через принятие новой гармонии между ее составляющими.

     Предкритическая фаза заключается в том, что человек обнаруживает неполноту той реальной формы, в которой он живет. Человеку открывается абсолютно нечто иное, что ожидает его в будущем, образ совершенно нового поведения. До этого открытия человек удовлетворяется сегодняшними проблемами и их решениями. В поворотные моменты жизни этого оказывается не вполне достаточно. Иное будущее оказывается более привлекательным, притягивающим и обнаружить это открытие будущего можно только косвенно, т.к. оно нерефлексивно.

     Далее подходит собственно критическая фаза, которая состоит из трех этапов. На первом этапе совершается попытка непосредственной реализации наиболее общих представлений об идеальной форме в подлинных жизненных ситуациях. Обнаружив новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же старается «оказаться» в этом другом измерении.

     Далее наступает этап конфликта, как необходимое условие для нормального развития в кризисе, разрешающее человеку и окружающим его людям максимально обнажить собственные позиции. Положительный смысл этого этапа заключается в том, что для человека открывается невозможность настоящего воплощения идеальной формы в реальную жизнь. Единственной преградой для материализации идеальной формы до конфликта оставались внешние ограничители, так называемые старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт формирует условия для трансформации этих ограничителей. Через конфликт раскрывается, что часть ограничителей действительно была соединена с запретами, утрачивающими свою актуальность, но какая-то часть была связана и с личной недостаточностью. В конфликте с максимальной ясностью оголяются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды убираются, но внутренние остаются, и они связанны с недостаточностью собственных способностей. Таким образом, возникает мотивация новой деятельности, создается условие для преодоления кризиса и происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».

     Прежде  завершения критической фазы, должен произойти третий этап - рефлексия личных способностей, должно появиться новообразование кризиса. Таким образом, рефлексию следует рассматривать как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желанием и реальным.

     Создание новой социальной ситуации развития представляет собой завершающую посткритическую фазу кризиса. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное», реализуется новая форма - идеальная, полноценная.

     Ключевая идея работы с кризисными состояниями личности состоит в следующем: при возникновении кризиса, ему необходимо дать пройти все логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также использование лекарственных средств только лишь затягивают кризис во времени, а не приводят к скорому разрешению проблем и выходу личности на новый более качественный уровень целостности.

     Основополагающая черта развития кризиса в зрелом возрасте - его минимальная зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени она определяется индивидуальными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом деятельности, установками и т.д.

     Большинство исследователей выделяет три основных кризиса взрослого возраста: кризис 30 лет, кризис «середины жизни» и кризис старости.

     Примерно  в возрасте 30 лет человек добивается определенного социального, семейного положения. Представления о жизни, сформировавшиеся между двадцатью и тридцатью годами, уже не удовлетворяют его. Человек обнаруживает, при анализе пройденного пути, своих достижений и провалов, что при сформировавшейся и внешне успешной жизни личность его несовершенна. Много времени и сил потрачено напрасно, что он слишком мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т.д. и т.п. Другими словами, происходит критическая переоценка ценностей. Самореализовав себя период молодости, человек вдруг осознает, что, по сути, стоит перед той же проблемой - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом уже изменившихся реальных возможностей и, в том числе, ограничений, не замечавшихся им ранее. Этот кризис обнаруживает себя в ощущении острой необходимости «что-то предпринимать» и указывает на том, что человек переходит на новую возрастную ступень, которая называется возраст взрослости. «Кризис тридцати», как условно его можно назвать, может наступить и раньше, и позднее. Ощущение кризисного состояния может неоднократно наступать на протяжении всего жизненного пути, так как любой процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

     Испытывая «кризис тридцати», человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего взрослого статуса. Он стремится иметь хорошую работу, он стремится к определенности, безопасности и стабильности в своей жизни. Человек еще убежден в том, что по возможности реализуется полное воплощение его надежд и чаяний, образующих его «голубую мечту», и, потому, усердно трудится для достижения этого.

     В начале пятого десятилетия жизни, что то же, достаточно условно, человек проходит сквозь период критической, острой самооценки и переоценки того, что им лично было достигнуто в его жизни к этому моменту времени. Анализируется аутентичность образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными, семейными отношениями, через беспокойство о взрослеющих и покидающих дом детях и через недовольство уровнем служебного положения. Появляются первые симптомы ухудшения здоровья, утраты красоты и физической формы, отчуждения в семейных отношениях и в отношениях с повзрослевшими детьми, закрадывается опасение, что ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви уже не получится. Этот психологический феномен определяется как кризис середины жизни (термин «кризис середины жизни» был введен Левинсоном). Очень часто такая переоценка может привести к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

     Как результат – доминирующим в общем фоне настроений становится депрессивное состояние, чувство утомления от приевшейся действительности, от которых человек либо скрывается в мечтах, либо реально пытается «доказать свою молодость» через любовные интриги или подъемом по карьерной лестнице. В данный период человек пересматривает свою жизнь и задает себе вопрос, который очень страшен, но всегда дает облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?9». Если человек обнаруживает, что жил, развивая и укрепляя ложное «я» - тогда он выявляет для себя возможность второго взросления. Настоящий кризис – это вероятность переопределения и переориентации личности. Те, кто осознанно проходят через этот кризис, чувствуют, что их жизнь стала более значимой. Кризис «середины жизни» открывает будущность обретения нового взгляда на свое «я», которое зачастую связано с крайне болезненными ощущениями.

     В преклонном возрасте (старости) человека ждет преодоление трех подкризисов. Первый из них состоит в переоценке своего «Я» помимо его профессиональной роли, которая у большинства людей вплоть до ухода на заслуженный отдых остается главной. Второй подкризис связан с пониманием того факта, что здоровье ухудшается и старение тела неизбежно. Это дает человеку потенциал выработать у себя в этом плане нужное равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека пропадает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысли о смерти.

Информация о работе Проблемы возраста человека