Проблемы восприятия устной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Что такое смысловое восприятие речи? Казалось бы, выделяя в речевом потоке слова, слушатель «расшифровывает» их значения. Однако, как показали исследования отечественных и зарубежных учёных, дело обстоит гораздо сложнее. Лексико-грамматические знания в понимании высказывания играют важную роль. Но понимание - это сложный целостный психологический процесс, который начинается с поиска общей мысли высказывания. С первых минут общения воспринимающий проявляет встречную мыслительную активность, направленную на постижение цели говорящего, мотива и скрытого смысла сообщения. Процесс декодирования опирается на множество факторов. Он представляет собой изначально целостный процесс, на ход которого влияют и особенности ситуации, и знания об адресате, и характер статусно-ролевых отношений между собеседниками, и невербальные элементы речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Звуковой состав речи………………………………………………………...4

Системы обеспечения речи………………………………………………….5

Текст как объект анализа психолингвистического и

психологического подходов………………………………………………...7

Заключение………………………………………………………………….10

Работа содержит 1 файл

проблема.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат на тему: 

    Проблемы  восприятия устной речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
Выполнила: Мухамеева Д., группа 25э02
Проверила: Бутакова Н.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тюмень 2011.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...3

    Звуковой  состав речи………………………………………………………...4

    Системы обеспечения речи………………………………………………….5

    Текст как  объект анализа психолингвистического  и 

    психологического  подходов………………………………………………...7

    Заключение………………………………………………………………….10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Что такое смысловое восприятие речи? Казалось бы, выделяя в речевом  потоке слова, слушатель «расшифровывает» их значения. Однако, как показали исследования отечественных и зарубежных учёных, дело обстоит гораздо сложнее. Лексико-грамматические знания в понимании высказывания играют важную роль. Но понимание - это сложный целостный психологический процесс, который начинается с поиска общей мысли высказывания. С первых минут общения воспринимающий проявляет встречную мыслительную активность, направленную на постижение цели говорящего, мотива и скрытого смысла сообщения. Процесс декодирования опирается на множество факторов. Он представляет собой изначально целостный процесс, на ход которого влияют и особенности ситуации, и знания об адресате, и характер статусно-ролевых отношений между собеседниками, и невербальные элементы речи.

    Понимание лексико-грамматических элементов  является наиболее простой операцией  декодирования высказывания. Но на осмысление слов в реальном общении существенное влияние оказывает конкретная ситуация. Большие для понимания трудности несут в себе предложения, построенные на основе семантической инверсии. Объектом понимания в речевой коммуникации выступает не отдельное предложение, а целостный текст.

    Понимание речи представляет собой процесс  свёртывания речевого произведения к исходной речевой схеме. Точное воспроизведение речи не есть его  понимание.

    Значительную  роль в процессе восприятия высказывания играет встречная мыслительная активность адресата речи, запускающая механизм упреждающего понимания, прогнозирования в речевой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Звуковой  состав речи.

    Так как всякий язык звуковой, то восприятие устной речи осуществляется через посредство слухового анализатора, который анализирует и синтезирует звуковой состав речи. В этом составе надо выделить прежде всего речевые звуки.

    Речевой звук — это основная материальная единица речи. Речевые звуки являются не простыми, а сложными звуками. Они  характеризуются не только высотой, громкостью и длительностью, но и тембром.Как и все сложные звуки, они могут быть (при помощи специальных приборов) разложены на составляющие их простые звуки (основной звук и дополнительные простые звуки — обертоны) .

    Какими особенностями обладают тембры звуков речи, отличаемые друг от друга?

    Выделение формантных признаков речевого звука  является необходимым условием различения и узнавания слов. Такие, например, слова, как «том — дом» различаются  только по первому звуку. Другие звуки у них одинаковые. Если бы не было этого различия, перепутались бы и значения слов. Звуки «т» и «д» различны по формантам. В первом случае звук глухой, во втором случае — звонкий, т. е. образованный с участием голосовых связок (голоса). Это различие в образовании звуков изменяет их спектры и форманты. В процессе восприятия речи слуховой анализатор человека из сложного звукового комплекса выделяет для различения слов именно форманты. Другие признаки сложного звука — высота основного тона и громкость — в различении слов роли не играют (они учитываются в системе других речевых единиц). Ведь «а», например, можно произнести громко и тихо, а также на разных высотах основного тона. Однако при всех этих изменениях звук «а» будет узнаваться как «а». Следовательно, слова различаются только по формантному тембру каждого звука речи.

    Помимо  формантного, существуют и другие виды тембра. Некоторые из них вовсе  не участвуют в различении слов (тембровые  различия голосов). Речевой звук «а»  воспринимается как «а», независимо от того, произносится ли он мужским, женским или детским голосом. Кроме того, в речевом звуке, в зависимости от соседства с другими звуками в слове, появляются различия, связанные с положением звука в слове (позиционные различия в тембре). В словах «цел» и «цель», например, звуки «е» различны. В первом слове открытое «е», во втором — закрытое. Это тембровое различие открытости и закрытости звука в русском языке не играет никакой роли при различении слов. Поэтому слух русского человека с большим трудом и только после некоторой тренировки замечает эти различия. Наоборот, во французском языке открытость и закрытость «е» является признаком, по которому различаются слова. В слове fait (сделанный) открытое «е», а в слове the (чай)—закрытое. В восприятии французов признак открытости выделяется и противопоставляется признаку закрытости. 
 

    Системы обеспечения речи.

    К периферическим системам обеспечения  речи относятся:

    1) энергетическая система дыхательных  органов (дыхательный отдел), необходимая  для возникновения звука, легкие и главная дыхательная мышца - диафрагма;

    2) генераторная система (голосовой  отдел) - звуковые вибраторы (голосовые  связки гортани), при колебании  которых образуются звуковые  волны;

    3) резонаторная система (артикуляционный  отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

    К мозговым центрам речи относятся:

    1) левое полушарие головного мозга;

    2) слухоречевая зона коры больших  полушарий - задняя часть височной  извилины, так называемый центр  Вернике;

    3) зона Брока, расположенная в  нижних отделах третьей лобной извилины.

    Кроме того, речь обеспечивается функционированием  определенных физиологических механизмов.

    1) Синтагматические и парадигматические  механизмы речи.  Синтагматические  механизмы отражают динамическую  организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

    2) Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после преобразования речевого сигнала. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

    3) Механизмы организации речевого  ответа. У взрослого человека, владеющего  языком, восприятие и произношение  опосредуется внутренними физиологическими  кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

    Речь  – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

    В результате они приобретают смысловое  значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Текст как объект анализа  психолингвистического  и психологического подходов.

    Исследования  семантики речи, начавшись со слова, естественным образом расширились  до предложения. Однако и этого оказывается  недостаточно. По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения. На уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.

    Заявленная  тема, будучи одной из ведущих в  современной психологии речи, может  между тем вызвать недоумение: какой анализ текста проводит психолог, что общего между изучением психологических явлений и изучением текста, какие психические проявления можно выявить в тексте? Отвечая на эти вопросы, определим, прежде всего, понятие “текст”. Согласно справочникам, текст - это выраженное в письменной форме сочинение или высказывание автора, а также официальные документы, акты и др. В приведенном и аналогичных определениях обратим внимание на признак письменной формы текста.

    Насколько обязателен этот признак? Отнесение  понятия “текст” лишь к письменному  варианту речевой продукции аргументируется расхождением особенностей письменной и устной речи: различен их синтаксис и словарь, диалогичная или монологичная направленность, условия создания и др.

    Все это так, но не убеждает в необходимости  вывести речевые продукты устного  типа из разряда текстов. Существуют промежуточные варианты речевой продукции: подготовленные устные выступления, литературно оформленные экспромты. Они свидетельствуют об условности разделения речи на устную и письменную. Главное же, и устная и письменная формы - это продукт единого по своей сути речетворческого процесса, словесно выраженный результат речемыслительной деятельности человека. В этом их общий корень, основа сближения, не отменяющая различий. Показательно, что в настоящее время часто снимается дихотомия устной и письменной речи.

    Почему  именно тексты (а не более дробные  элементы речи - предложения, слова, фонемы) интересны для психологического исследования? Здесь можно обозначить две причины. Во-первых, текст дает полноценные и неограниченные возможности  воплощения часто очень сложного замысла автора семантики в самом широком смысле. Но именно семантические проблемы в последнее время вышли на самый передний план в речеведческих науках. Во-вторых, на современном этапе развития психологии нарастает тенденция комплексных, системных исследований, в которых речь и речевые функции рассматриваются в условиях реальной жизни, в структуре общения и взаимодействия людей. Основную роль в этой структуре играют целостные коммуникативные ситуации и целые речевые массивы, отражающие и регулирующие эти ситуации, т.е. тексты моно-, диа-, полилогов. Вот почему психолингвистические исследования процесса построения грамматически оформленных предложений уступили место изучению сравнительно больших речевых отрезков, текстов, включенных в жизненную ситуацию, служащих коммуникативным целям.

Информация о работе Проблемы восприятия устной речи