Проблемы свободы и ответственности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:58, реферат

Описание работы

В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы
личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм,
состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше
развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и
общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.

Содержание

Введение.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Проблемы свободы и ответственности личности.
3. Личность в правовом государстве.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

философия доклад.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Введение.

1.  Индивид,  индивидуальность, личность.

2.  Проблемы  свободы и ответственности личности.

3.  Личность  в правовом государстве.

Заключение.

                                                                  

                       В в е де н и е                     

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали  умы выдающихся

ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом

обществе и  рассмотреть человеческую личность, как обособленную

индивидуальность  вне общества, так как каждая личность представляет собой

обособленный  духовный мир.

В процессе  рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы

личности и  общества. Общество представляет собой  единый и огромный механизм,

состоящий из крошечных  элементов - человеческих личностей. И чем дальше

развивалось общество, тем все актуальнее становилась  проблема личности и

общества, которая  все чаще затрагивается на страницах  книг и журналов.

                                                                  

         1.  Индивид, индивидуальность, личность.         

     Личность - это человеческий индивид в  аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не

ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество.

Человеческий  индивид - это единичный представитель  человеческого рода, отдельно

взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным

особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая

индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый

самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной

деятельности, это  индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид

становится индивидуальностью  по мере того, как перестает быть “единицей”

человеческого рода и приобретает относительную  самостоятельность своего бытия  в

обществе, становится личностью. Личность социальна по своей  сущности и

индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает

собственный мир  индивида, его особый жизненный путь, который по своему

содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и

форме носит  индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в

самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть

самим собой  в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида

опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни

есть проявление более особенное или более  общее, родовой жизни человека.

Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных  свойств человека,

целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его

качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных  и социальных

признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых

телесных и  духовно-этических характеристик. По мере исторического развития

деятельности  человека все более развивается  индивидуализация его самого и его

отношений в  различных областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно

из необходимых  условий его прогресса. Индивидуализация и совершенствование

личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией

отчуждения, с  борьбой против индивидуализма и  созданием условий

сотрудничества  и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее

биологические особенности определяются  факторами развития, ее сущностным

основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые -

взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это  динамическая, относительно устойчивая целостная система

интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в

индивидуальных  способностях его сознания и деятельности. Личность

представляет  собой диалектическое единство общего социально-этического,

особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-

исторических  обстоятельствах личность выступает  как целостность, которая

задана определенной социальной системой. Личность - это  действительность

индивида, как  социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных

видах социального  общения. Социальные качества личности проявляются в ее

действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам  можно в

известной степени  судить о внутреннем мире человека, его духовных и

нравственных  качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры  личности возможно как в общеисторическом плане, так и в

плане исследований тех или иных аспектов этой структуры  отдельными науками -

биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие

социальных и природных факторов на формирование и развитие личности

происходит через  ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее

субъективный  мир - это не результат механического  внедрения, в ее сознание

многообразных внешних воздействий, а итог той  внутренней работы самой

личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности,

перерабатывается, осваивается и применяется в  практической деятельности.

В зависимости  от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли

индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы

его развития. Понятие  “личность” характеризует человека как активного

субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не только субъект,

но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу

сложившегося  разделения труда, принадлежность к  тому или иному классу или

социальной группе с их идеологией и психологией. Одним  из важнейших качеств,

стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в

значительной  мере предопределяет направленность и  особенность всех социально-

значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется  в

производственной  деятельности и во внепроизводственных  отношениях. Степень

развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений,

в которые она  включена. Эта закономерность лежит  в основе разработок

типологии личности.

           2.  Проблемы свободы и ответственности          

                       личности.                          

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя

противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление

его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме

коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать

и как самобытная индивидуальность.

В современных  условиях и условиях ускоренного  развития цивилизации роль

личности в  обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще

возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка  обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и

необходимости ее признания их органической взаимосвязи  принадлежит Спинозе,

который определил  свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция  диалектического единства свободы  и необходимости с

идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-

материалистическое  решение проблемы свободы и необходимости  исходит из

признания объективной  необходимости как первичного, а воли и сознания

человека - как  вторичного производного.

В обществе свобода  личности ограничивается интересами общества. Каждый

человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами

общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна

поступать в  отдельных случаях так, чтобы  не нарушать интересов общества, в

противном случае ему грозит наказание от имени  общества.

В современных  условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности

становится все  глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в

виде законодательных  актов о правах и свободах личности, которые в настоящее

время становятся в основу любой политики и тщательно  охраняются.

Однако не все  проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так

как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент

исчисляются миллиардами  и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы,

права и свободы.

Неразделимы и  такие понятия как свобода  и ответственность, так как свобода не

вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет

ответственность перед обществом по закону, принятому  обществом.

     Ответственность   - это категория этики и права,  отражающая

особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу,

человечеству  в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного

начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному

управлению обществом  и историческому созиданию резко  увеличивает меру личной

свободы и одновременно социальной и моральной ответственности  каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность

устанавливается не формальным путем выяснения состава  преступления, но и с

учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания

вины и возможности  исправления в дальнейшем. Это  сближает правовую

Информация о работе Проблемы свободы и ответственности личности