Проблемы психологии в средние века и эпоху возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в. В марксистско-ленинской исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации. Рубежом между средними веками и Новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция, имевшая общеевропейское значение и положившая начало господству капиталистического строя в Западной Европе,—английская революция 1640—1660 гг.

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.docx

— 31.26 Кб (Скачать)

   В качестве одного из механизмов познания у Фомы Аквинского выступает специальная  операция сознания — интенциональность. В человеческой душе есть какая-то сила, интенция, «внутреннее слово», которое придает определенную направленность (интенциональность) акту восприятия и познанию в целом. Интенциональность как активность и предметность познания есть внутреннее свойство человека, прирожденное ему. Учение об интен-циональности идеалистически объясняет активный характер процесса познания.

   Обладание разумом и возникающей на его  основе свободной волей делают человека ответственным за свои поступки, ибо  он в состоянии выбирать между  добром и злом. Разум имеет примат над волей: нельзя желать того, что  до этого не признано разумом. Но воля иногда может побуждать к познанию. Впрочем, конечным источником свободных  человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который  вызывает в человеке стремление поступать  так, а не иначе. Дуне Скот (1265/1266—1308) и В. Оккам (1300—1349/1350) ставили деятельность воли выше разума. Оккам особенно известен положением, получившим название «бритва Оккама», направленным против умножения принципов, привлекаемых для объяснения различных явлений. Борясь с психологической конструкцией, данной Фомой Аквинским, в которой в душе человека различаются множество душевных способностей (сил, органов), он рассматривает единую душу. Разнообразие направлений в деятельности единой души достаточно объясняет различие ее функций, а то, что называют душевными    силами    (органами,   способностями),— это разные названия для различных актов одной души. В мистицизме М. Экхарта (XIII — начало XIV в.) развиваются мысли о душевных силах познания и воли, единство которых дает ту целостность, которая внедрена в человека богом. Она открывается в религиозном переживании как «искорка» от первоначального божественного света в человеке. Позже мистик XVII в. Я- Бёме причудливо сплетает божественное, душевное и телесное бытие. Он говорит о «муках материи».

   В этих положениях приоткрывается специфическое» исторически определенное понимание  личности в средние века. Интерес  к человеку был характерен для  средневекового Китая. Особенно большое  внимание психическому совершенствованию  человека уделялось в философии  чань-буддизма10. К душевному самоанализу были направлены также такие формы религиозных обрядов, как исповедь (введена в начале XIII в.), молитва, аскетизм.

   Искателем новых путей в науке, предтечей  эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214—1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и  наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать  тело, но он бессилен познать душу. Для  познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать  то, чего не может открыть чувственное  восприятие. У Бэкона дается большой  материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет  из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественнонаучное направление, развиваемое  Р. Бэконом и некоторыми другими  учеными, было важной линией развития материалистических  идей  средневековой  философии.

   В XIV в. в Италии начинается новая эпоха Возрождения, создавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, когда в этом обществе стали вырисовываться элементы новых для того времени отношений — раннекапиталисти-ческих, вновь проявилось влияние античности. К XIV в. относится     деятельность     величайших     гуманистов — А. Данте (1265—1321), Ф. Петрарки (1304—1374), Д. Боккаччо (1313—1375). Здесь большой интерес к человеку, к его переживаниям. По словам Я. Буркхард-та (1818—1897), происходит «открытие человека». Колюччо Салютати (1331—1406) и Леонардо Бредни (1369—1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово humanitas как то свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию'11.

   В их творениях искусство освобождается  от религиозного содержания. По существу, это поэтическое изображение  идей. Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в  сонетах и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику и аскетизм. Важнейшее изобретение XV в. (1440 год, И. Гутенберг, Германия) — книгопечатание — сделало реальной выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической античной литературы.

   Важнейшей особенностью эпохи Возрождения  является возрождение естественнонаучного  направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного  подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульпторов, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии, и других наук. В условиях социальных требований к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства, должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении, а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении на помощь искусству оптики  и механики,  математики,  анатомии.  Эта необходимость отыскания правил перерастает в работу по открытию законов природы.

   XVI век — время великих открытий в области механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473—1543), И. Кеплер (1571—1630), Дж. Бруно (1548—1600), Г. Галилей (1564—1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам. Необходимо изгнать анимистические представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления.

   Из  всех областей естественнонаучного  направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. А. Парацельс (1493—1541) выступил с новой  теорией о природе человеческого  организма и методах лечения  болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514—1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела». Книга  пришла на смену анатомии Галена, в  которой было много ошибок, ибо  он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и  собак. Непрерывно росло число вновь  открываемых частей тела. Итальянские  современники Везалия — Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами.

   Важное  значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511/—1553), его идеи о малом круге кровообращения. Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628—1694) и работами по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения.

   Так постепенно складывалось познание путем  опыта, которое приходило на смену  догмам и схоластике.

   Немецкие  схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Информация о работе Проблемы психологии в средние века и эпоху возрождения