ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
(11-17 лет)
Выступающий:
доцент кафедры практической психологи
образования КГПУ
кандидат психологических наук
БУРАЧЕВСКАЯ Елена Олеговна
Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте:
- биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;
- неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
- ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования) в удовлетворении потребностей подростков;
- проблемная, дисгармоничная семья.
Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:
- В учебной и познавательной деятельности.
- В личностной, межличностной сфере:
- а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хороший»);
- б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);
- в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
- г/ ответственность – несформированность ответственности.
- В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.
Причины проблем развития познавательных процессов:
- формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения;
- когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями;
- расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
- несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
- снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
- несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
- потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников
- В возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций.
- В возрасте 13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение.
- В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.
Причины трудностей в формировании ответственности
- последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода: «автономия – чувство вины»;
- гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей;
- отсутствие передачи родителями ребенку ответственности в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития;
- процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.
Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями
- родители не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые произошли и происходят; ригидное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка;
- авторитарный стиль воспитания и общения родителей с подростком;
- противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями;
- неудовлетворение со стороны родителей потребностей подростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания);
- нарушение контакта с родителями в «больных семьях».
Основные тенденции развития
Я-концепции подростков
- Обособление самооценки от оценок окружающих.
- Самооценка выступает как регулятор поведения.
- Неустойчивость самооценки.
Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками
- противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможностью ее удовлетворить;
- несформированность конструктивных социальных навыков (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);
- личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников;
- необоснованная агрессивность;
- плохой самоконтроль;
- стремление сводить счеты;
- невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.
Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием
- появление полового влечения и невозможность его удовлетворить;
- наличие полового влечения и отсутствие опыта его переживания и совладания с ним;
- рост интереса к противоположному полу и отсутствие навыков социального (сексуального) поведения.