Проблемы психического развития в подростковый период (11-17 лет)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:52, контрольная работа

Описание работы

Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте:
биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;
неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования) в удовлетворении потребностей подростков;
проблемная, дисгармоничная семья.

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).ppt

— 95.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД  
(11-17 лет)

 

 

Выступающий:

доцент кафедры практической психологи 

образования КГПУ

кандидат психологических наук

БУРАЧЕВСКАЯ  Елена Олеговна

 

 

 

 

Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте:

 

  • биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;
  • неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
  • ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования) в удовлетворении потребностей подростков;
  • проблемная, дисгармоничная семья.

 

 

 

 

 

Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:

 

 

  • В учебной и познавательной деятельности.
  • В личностной, межличностной сфере:
  • а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хороший»);
  • б/  взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);
  • в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
  • г/ ответственность – несформированность ответственности.
  • В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.

 

 

 

 

 

Причины проблем развития познавательных процессов:

 

  • формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения;
  • когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями;
  • расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
  • несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
  • снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
  • несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
  • потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.

 

 

 

 

Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников

 

  • В возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций.
  • В возрасте 13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение.
  • В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.

 

 

 

 

Причины трудностей в формировании ответственности 

 

  • последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода: «автономия – чувство вины»;
  • гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей;
  • отсутствие передачи родителями ребенку ответственности в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития;
  • процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.

 

 

 

 

 

Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями

 

  • родители не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые произошли и происходят; ригидное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка;
  • авторитарный стиль воспитания и общения родителей с подростком;
  • противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями;
  • неудовлетворение со стороны родителей потребностей подростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания);
  • нарушение контакта с родителями в «больных семьях».

 

 

 

 

 

Основные тенденции развития  
Я-концепции подростков

 

  • Обособление самооценки от оценок окружающих.
  • Самооценка выступает как регулятор поведения.
  • Неустойчивость самооценки.

 

 

 

 

Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками

 

  • противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможностью ее удовлетворить;
  • несформированность конструктивных социальных навыков (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);
  • личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников;
  • необоснованная агрессивность;
  • плохой самоконтроль;
  • стремление сводить счеты;
  • невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.

 

 

 

 

 

Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием

 

    • появление полового влечения и невозможность его удовлетворить;
    • наличие полового влечения и отсутствие опыта его переживания и совладания с ним;
    • рост интереса к противоположному полу и отсутствие навыков социального (сексуального) поведения.

 


Информация о работе Проблемы психического развития в подростковый период (11-17 лет)