Проблемы образования в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 02:20, реферат

Описание работы

Сегодня образование становится одним из главных инструментов процесса глобализации, унификации всех форм человеческой жизни и деятельности, что приводит к формированию нового типа человека, нового типа работника, способного одинаково успешно и квалифицированно исполнять свои функции в любой точке земного шара.

Содержание

1. Введение
2. «Болонская образовательная система»
а) Что такое Болонское соглашение?
б) Основные изменения в системе образования
в) Плюсы реформы
г) Минусы реформы
3. Создание единого общеевропейского образовательного пространства
4. Издержки перехода на стандарты Болонского процесса
5. Выводы
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по псих. труда.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ              «ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

 

 

 

 

Факультет практической психологии

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Психология труда»

 

 

на тему:

 

«Проблемы образования в переходный период»

 

 

 

 

 

Студентки 4-ого курса

группы МЗПв 209

заочного отделения (воскресные занятия)   Киселевой                                  Светланы Юрьевны   Преподаватель:                     Е.М. Канакаев

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. «Болонская образовательная система»

     а) Что такое Болонское соглашение?

     б) Основные изменения в системе образования

     в) Плюсы реформы

     г) Минусы  реформы 

3. Создание единого общеевропейского образовательного пространства

4. Издержки перехода  на стандарты Болонского процесса

5. Выводы

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

      Сегодня образование становится одним из главных инструментов процесса глобализации, унификации всех форм человеческой жизни и деятельности, что приводит к формированию нового типа человека, нового типа работника, способного одинаково успешно и квалифицированно исполнять свои функции в любой точке земного шара.

Поэтому сейчас нужно выходить на новый уровень российского образования, создавать новую систему, дающую право признания российских дипломов и научных степеней в развитых странах, а также необходимо повышать уровень международной конкурентоспособности  российской системы высшего образования.

     Российская Федерация  уже в течение нескольких лет  проводит реформы в системе  образования, а также постепенно  входит в единое европейское  образовательное пространство. Начало  было положено в 2003 году, когда  Россия подписала Болонское соглашение. На сегодняшний день многие отечественные ВУЗы уже перешли на болонскую систему. 

  

2. «Болонская образовательная система»

 

    а) Что такое Болонское соглашение? 
    В итальянском городе Болонья в 1999 году на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию – Болонское соглашение. Сейчас под ним стоят подписи представителей 45 государств. Сам процесс создания единого европейского пространства высшего образования называют Болонским процессом. Россия присоединилась к нему в 2003 году. Тем самым наша страна взяла обязательство до 2010 года реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. 

 

     б) Какие основные изменения в системе образования внесет Болонская система?

 
• Двенадцатилетнее школьное образование  
 
• Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года). Однако Болонский процесс строится на добровольных началах, поэтому не следует ожидать перехода всех без исключений специальностей на такую систему.  
 
• Академическая мобильность. Это возможность для студентов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения знаний, которые могут быть недоступны в «своем» вузе. Рекомендуется каждому студенту проводить один семестр в другом вузе, предпочтительно за рубежом.  
 
• Способ оценки знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов – ECTS. За каждый прослушанный курс студент будет получать зачетные единицы – кредиты (кстати, с кредитами в экономике этот термин не имеет ничего общего), выражающие количество прослушанных часов. Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе. Необходимую сумму единиц студент может набрать в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту зачесть. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование с разрывом во времени, «порциями». Например, меняя вузы.  
 
• Европейское приложение к диплому. Приложение состоит из 8 разделов, содержащих сведения обо всем учебном процессе студента. Оценки же проставляются не по пятибалльной шкале, а латинскими буквами: A, B, C, D, E, FX, F. Где A – отлично, F – неудовлетворительно.  
 
• Система подразумевает непрерывную учебу во время семестра, что, скорее всего, не даст расслабиться в течение учебного года. Жить "весело от сессии до сессии" студентам больше не придется. 

                                                                                                                                                              

    в) Плюсы реформы 
 
- Предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат в нашей стране удовлетворит возросший в последнее время спрос на получение высшего образования.  
 
- Кроме того, Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования.  
 
- Двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников.  
 
     г) Минусы реформы 
 
- Есть мнение, что вузы, не вошедшие в Болонский процесс, будут в дальнейшем лишены государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. В бакалавриате не предусмотрено научное руководство и взаимодействие с кафедрой. Все это будет только доступно магистрантам. Скептики опасаются, что очень маленький процент выпускников-бакалавров смогут поступить бесплатно в магистратуру. Естественно, это сильно ударит по уровню образованности российских выпускников и приведет к сокращению преподавательского состава. И, как следствие, приведет к развалу многих научных школ и направлений. Существуют опасения бездумного разделения вузами нынешних программ-специалистов на два этапа. Что только усилит кризис системы образования.  
 
- Не вызывает доверия и новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно. Да и сами преподаватели пока не могут к ней привыкнуть и понять ее. 

 

3. Создание единого общеевропейского образовательного пространства.

  

    Основной целью совместного заявления было приведение  в единообразие национальных систем образования в рамках Европы, или создание единого общеевропейского образовательного пространства.

Актуальным является процесс изменения  системы образования под европейские  стандарты, но и в то же время важно  сохранение исторических традиций российского  преподавания, в связи с этим особо  важен вопрос финансирования процесса реформирования и дальнейшего существования  системы образования.

Для российской стороны важно создание общего образовательного пространства между Россией и Европейским  Союзом. Методологическое различие в  подходах будет преодолеваться по мере активизации контактов между  представителями России и Европейского Союза всех уровней. Выход на единое понимание стоящей задачи позволит быстрее переходить к предметному  анализу возможного инструментария содействия построению общего образовательного пространства между Россией и  ЕС.

 

Такие крупномасштабные образовательные  программы, как Эрасмус, Сократос, Леонардо да Винче, являются внутренними программами Европейского Союза. Они не рассчитаны на участие третьих стран. Кроме того, в ближайшее время в целях рационализации и повышения эффективности они будут слиты в одну.

Поэтому остаются возможности:

1) Использования тех программ, которые  открыты для третьих стран  (Эрасмус-Мундус);

 Важно иметь ввиду, что оно ориентировано, прежде всего , на потребности собственно Европейского Союза и усиление его конкурентных позиций в мировой индустрии образовательных услуг. Его использование может способствовать наращиванию сотрудничества и обменов между вузами России и ЕС. Но соответствующие возможности достаточно ограничены.

2) Заключения двустороннего соглашения (по типу того, который ЕС имеет  с США);

Это Соглашение может быть взято за образец. Однако Брюссель не считает его таким уж успешным. Средства, выделяемые на его обслуживание, минимальные. Нет оснований, полагать, что на соглашение с Российской Федерацией будут выделены более крупные  суммы.

3) Создание специфических программ  для нужд формирования общего  пространства.

Перспективна поддержка  всего того, что помогает пропаганде, распространению и обучению русскому языку. Однако такая программа рассматривается  Брюсселем, как имеющая одностороннюю  направленность.

Поэтому чрезвычайно важно добиваться максимальной отдачи от специальной программы содействия России со стороны Европейского Союза в области образования - ТЕМПУС, а также продумать возможность создания крупных фондов поощрения многостороннего сотрудничества в области образования.

4. Издержки  перехода на стандарты Болонского процесса

 

     Переход на стандарты Болонского процесса сопряжен для России с рядом издержек. За долгие годы в России сложились свои традиции в области высшего образования. В них много позитивного. Их важно не растерять.

  • Российская системы высшего образования консервативна, инерционна, замкнута. Она будет сопротивляться изменениям.
  • В последние годы в высшую школу в России тратилось слишком мало бюджетных средств. Университеты недофинансируются.

- Преподавательский состав получает  очень маленькую зарплату, от  этого многие перспективные кадры  уходят на другие работы.

- Студенческие кампусы плохо  оборудованы. 

  • Университетская наука оторвана от практики, порою сами преподаватели обладают лишь теоретической базой.
  • Молодым специалистам сложно найти работу, т. к. организации предпочитают опытных работников.
  • Существует высокий уровень коррупции в российской высшей школе, большое количество вузов торгует дипломами вместо того, чтобы предоставлять образовательные услуги. В странах ЕС считают, что до половины выданных в России дипломов носят фиктивный характер.

 

России необходимо осуществлять реформы  в системе образования, нужно  переходить на общеевропейский стандарт. Но делать это стоит комплексно, продуманно, в тесном взаимодействии между государством, вузами, бизнесом и обществом, умело сочетая сохранение национальной специфики с сопоставимостью  принимаемых решений. При проведении модернизации высшей школы важно  было бы не упустить возможности разнообразить  и осовременить методики обучения, придать образовательному стандарту  большую гибкость, сориентировать университеты на большую мобильность, сотрудничество, открытость к внутрироссийским и международным обменам.

Естественно без достаточного финансирования реформу высшей школы не осуществить. Придать ей конкурентоспособность  на глобальном рынке образовательных  услуг не удастся. Европейский Союз решает эту проблему в рамках Лиссабонской повестки. России надо находить собственные  подходы к ее решению. Главной  проблемой российского образования  является его хроническое недофинансирование.

 

 

 

5. Выводы

 

Для приведения высшей школы в России в соответствии с европейскими стандартами  необходимо повышение оплаты труда  профессорско- преподавательских кадров. Без этого с коррупцией не справиться. А без преодоления коррупции вряд ли удастся получить международное призвание стандартов качества обучения. Повышение оплаты труда позволит также сохранить для работы на университетских кафедрах талантливую молодежь и вернуть ее в вузы.

Не менее значимый вопрос - ответственность  органов управления университетами за их развитие, подготовку и переподготовку профессорско- преподавательских кадров.

Нужно также не забывать, чтобы  высшее образование было доступно всем категориям населения, на основе конкурсного  отбора.

Также в условиях ограниченного  бюджетного финансирования образования  и недостаточно развитого института  отечественного спонсорства в этой области особое значение приобретает  помощь международных негосударственных  организаций и фондов.                                                                                                    

Кроме того, стратегия иностранных  фондов и благотворительных организаций, оказывающих поддержку российскому  образованию, в настоящее время  требует координированных изменений. Во-первых, значительная часть выделяемых этими организациями финансовых средств шла на программы обмена. Во-вторых, до сих пор очевидным  преимуществом у иностранных  спонсоров пользовались инициативы в области социально-экономических  наук, в наибольшей степени пострадавшие в советское время. И хотя все  это было вполне логичным и обоснованным, сегодня, чтобы оказать российскому  образованию действенную помощь по выводу его из предкризисного состояния, очевидно, требуется выработка новых  подходов и стратегий.

При этом нужно не отказываться от прежних достижений в области  науки и образования в период СССР, синтезировать старую систему  с новыми международными стандартами  образования. Высшим органам власти следует придать системе образования  производственный статус. Тогда Россия сможет выйти на международный уровень.

 

6. Список литературы:

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый Государственной Думой в 1996 году и скорректированный 22 августа 2004 года;

2. Федеральная программа развития образования, принятая Государственной Думой 15 марта 2000 года;

3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», принятая правительством РФ в декабре 2001 г.

4. Газета «Современное образование» выпуск №4 апрель 2005 г. Статья «Новости российского образования»

5. Татьяна Клячко «Модернизация российского образования: проблемы и решения»

6. Модернизация Российского образования: проблемы и перспективы. Под редакцией М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги


Информация о работе Проблемы образования в переходный период