Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:38, реферат
Мышление - процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач. Оно включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми особенностями человека (мотивацией, эмоциями , волей , способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕТАТУРЫ
Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное .Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.
В современной науке существуют различные подходы к пониманию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:
1) сенсомоторного
интеллекта (1-2 года). Стадия развития
способности воспринимать
2) операционального
мышления (2-7 лет). Здесь происходит
развитие речи и наглядных
представлений. В этой стадии
появляется ряд особенностей
мышления: ошибочные классификации
предметов по случайным и
3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения , переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В = С, то А=С; и А + В = В + А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку.
4) формальных
операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются
способности выполнять
В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мышление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее.
Интериоризация включает пять этапов:
1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;
2-й этап - предметного действия;
3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи ;
4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;
5-й этап - действия во внутреннем плане.
Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
Итак, мышление
является высшим познавательным психическим
процессом. Суть его заключается в порождении
нового знания на основе творческого отражения
и преобразования человеком действительности.
Мышление неразрывно связано с речью.
2. ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Мышление
– один из сложных познавательных процессов,
изучение которого породило множество
различных теорий.
1.Ассоциативная
теория мышления.
Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта.
Основы ассоциативной теории, заложенные
Гоббсом и особенно развитые
в трудах Гартли и Пристли,
были внесены в субъективно-
Ассоциативная психология
Первое существеннейшее
Для того чтобы объяснить направленный
характер мыслительного процесса, не отказываясь
от исходных предпосылок ассоциативной
теории, согласно которой все мыслительные
процессы носят репродуктивный характер,
воспроизводящий содержание чувственных
данных, сторонники этой теории наряду
с ассоциацией, пытались использовать
еще персеверацию. Персеверация выражается
в тенденции представлений удерживаться,
каждый раз вновь проникая в течение наших
представлений. Так, порой навязчиво, преследует
человека какой-либо мотив. Крайнюю патологическую
форму персеверации представляют так
называемые навязчивые идеи. Попытка использовать
персеверативные тенденции для объяснения
направленности мышления нашла себе яркое
выражение в формуле Г. Эббингауза: «Упорядоченное
мышление – это, можно сказать, нечто среднее
между скачкой идей и навязчивыми представлениями».
Мышление, таким образом, представляется
в виде равнодействующей двух патологических
состояний – яркое доказательство резкого
несоответствия природы мышления предпосылкам
этой теории, на основе которой приходится,
таким образом, его объяснять.
2. Вюрцбургская
школа
Идеалистический подход к
В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.
В противовес
субъективизму ассоциативной
Стремясь
дать действительное
За время своего существования Вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители Вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления. Таким образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах Вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале у О.Кюльпе, например, мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Нарцисс . Ах,1871-1946) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.
Все перечисленные
подходы к пониманию мышления
точно так же, как и более поздние
попытки натуралистического или интуитивистического
истолкования мышления сохраняли исходную
для созерцательной теории познания установку
на отделение и полное противопаставление
мышления объективному предмету мысли.
3. Функционализм.
Джон
Дьюи считал, что мышление возникает тогда,
когда человек обнаруживает несоответствие
между своими ожиданиями и реальными событиями.
Эта теория носит название конфликтной
теории. Только в случае охарактеризованного
выше конфликта, по мнению Дьюи, в процесс
разрешения возникшей проблемы включается
мышление. Если конфликта нет — действия
человека являются автоматическими и
процесс мышления в них не включен.
4. Психоаналитическая
версия
С
точки зрения психоанализа
Зигмунд
Фрейд считал, что причиной появления
мышления выступила
5. Когнитивная.
Жан Пиаже рассуждал следующим образом: возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. Ребенок в процессе своего развития совершенствует свое понимание окружающего мира, формирует схемы (внутренние представления). Это позволяет ему выстраивать свое поведение подходящим для адаптации к окружающей среде способом и на этой основе формировать будущие действия в новых ситуациях. По мере накопления опыта эти схемы совершенствуются двумя возможными способами. Это ассимиляция (упорядочивание внешних впечатлений и событий в субъективную систему связей) или аккомодация (преобразование и настройка субъективных схем под влиянием внешних событий). Пиаже выделил следующие возрастные этапы когнитивного развития:
Информация о работе Проблемы мышления в отечественной и зарубежной психологии