Проблемы формирования у старшеклассников профессионального интереса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:29, статья

Описание работы

Современный этап развития российского общества главной задачей образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - главная задача современного образования.

Работа содержит 1 файл

профориент.работа.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

         Проблемы  формирования у старшеклассников профессионального  интереса

                Никитаева Е.В. аспирантка   СГПИ.

                Ассистент кафедры общей  и социальной педагогики и психологии

        Современный этап развития российского общества главной задачей  образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - главная задача современного образования.

         Успешное решение  обозначенной задачи определяется уровнем  личностной и профессиональной культуры учителя, его профессиональной компетентностью.

         Анализ  научной  и  психологической  литературы  показал,  что эффективность образовательного процесса в высшей педагогической школе  института прежде всего, от профессиональной направленности поступающих в педагогические вузы абитуриентов, осознанного выбора ими профессии учителя.

         Исследователями отечественных  ученых педагогов установлено, что  нее 50% студентов педагогических заведений  выбирают профессию сознательно; у 46,2% абитуриентов преобладают мотивы, не содержащие педагогической    направленности.    Многие    абитуриенты    не    имеют объективного   представления   о   профессии   учителя,   о   гражданском назначении и содержании его труда; среди будущих учителей по-прежнему у юношей (В. И. Журавлев, В. А. Сластенин и др.). Отсюда и следующее разочарование   выбором:   только   20  -  25%   студентов педагогических   вузов   к   последнему   курсу   считают,   как   отмечает М. Лушников, учительство призванием.

         Таким образом, необходимым  условием повышения качества профессионального образования в педвузе является формирование у поступающих в высшую школу абитуриентов устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.

         Изучение исследований психологов (В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогов (В. А. Сластенин, . И. Щукина и др.) показало, что необходимым условием обозначенного выбора старшеклассниками учительской профессии является формирование у них устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.

         Изучение научной литературы, опыта профильных классов общеобразовательной школы показал, что важным средством формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности является начальная общепедагогическая подготовка.

         В научной психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях достаточно глубоко изучено влияние отдельных элементов начальной общепедагогической подготовки на успешность формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности. В работах В. А Сластенина раскрыты теоретические основы профессионально-педагогической ориентации молодежи как системы управления мотивами выбора учительской профессии и осуществление ее в рамках факультативных курсов для учащихся IX - X (XI) классов.

         В современных диссертационных  исследованиях (1994 - 2008 гг.) раскрыт широкий  круг вопросов, направленных на решение  проблем подготовки учащихся к выбору профессии учителя.

         В исследованиях  А. С. Агафоновой, Л. А. Амировой, Т. В. Аникаевой  и др. изучены вопросы, связанные с обоснованием индивидуализации обучения школьников при их подготовке к выбору профессии, а также обеспечения непрерывности профессионального образования; раскрыты особенности педагогических классов как наиболее успешно зарекомендовавших себя форм довузовской подготовки учащихся и педагогической деятельности (Л. А. Бойко, С. А. Воронина, В. И. Ревякина и др.).

         Однако в этих работах начальная общепедагогическая подготовка как целостная система  рассматривается недостаточно полно.

         Проблема личности и профессионального «Я» встает перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей неприкрытой сложности. По нашему мнению, назрела необходимость создания такой системы образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным.

         Обществу нужен профессионал, но для того, чтобы стать им, многим молодым людям на стадии выбора профессии необходимы как психологическая помощь, так и педагогическое руководство, ориентированное на учет индивидуальных особенностей школьника. В процессе формирования профессионального интереса имеют значение мотивы учебной деятельности. Профессиональный интерес школьников, по мнению А. Е. Голомштока, Л. В. Ботяковой является ведущим мотивом, обуславливающим выбор профессии.

         Хотя в современной  системе преподавания используются приемы проблемно-развивающего обучения, применяются различные формы работы направленные на развитие интереса к будущей профессиональной деятельности, однако эта проблема до сих пор остается нерешенной. Одной из причин, по нашему мнению, является то, что понятия «интерес», «профессиональный интерес» не получили еще в психологии и педагогике однозначного толкования. Поэтому необходимо критическое рассмотрение существующих точек зрения на исследуемую проблему и поиск нового подхода к ней.

         Одной из форм, способствующей формированию профессионального интереса старшеклассников к будущей деятельности, является профориентационная работа. Профессиональная ориентация (от фран. orientation - установка) рассматривается исследователями как комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятия, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в специалистах.

         В отечественной  науке и практике преобладает воспитательный подход к профориентации, согласно которому профессиональная направленность определяется не только природными склонностями человека, но и выступает как цель специального воспитания и образования. Проведенный анализ литературы позволяет утверждать, что в настоящее время система профориентационной работы в условиях вуза, сохраняясь в своей основной сути, наполняется новым содержащим и включает в себя деятельность по следующим направлениям:

         -профессиональное  просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию, предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

         -профессиональный  отбор (подбор) с целью выбора  лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию;

         - профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов;

         - социально-профессиональная адаптация, профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у студентов, уже определившихся с выбором профессии, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства, профессиональной направленности.

         Процесс реализации системы предполагает поэтапное формирование у абитуриентов и студентов всех компонентов, составляющих структуру профессионального самоопределения и профессиональной направленности (потребности, интересы, профессиональной ценности, мотивы, цели).

         Список литературы

      1. Артюхова, О. М. Профессиональное самоопределение старшеклассников как важное средство повышения качества их образования [Текст] / О. М. Артюхова // Повышение качества образования в современных условиях : Тезисы докл. Региональной науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. И. Шалавиной. - Новокузнецк : НГГШ, 2002. - 4. 2. - С. 12 - 19.
      2. Артюхова, О. М. Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников как условие их профессионального самоопределения [Текст] / О. М. Артюхова /<' Активизация воспитания и учения школьников в процессе гуманитаризации образования: сборник науч. трудов / под ред. Т. И. Шалавиной. - Новокузнецк : КузГПА, 2003. - С. 53 — 71.
      3. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С. Б. Екланов. - М. - 1989.
      4. Мищенко. А. И. Введение в педагогическую профессию [Текст] I А. И. Мищенко. - Новосибирск. 1991.
      5. Мутырова, А. С. К вопросу о содержании профориентационной работы в многоуровневом учебном заведении непрерывного образования [Текст] / А. С. Мутырова // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. - Улан-Уд>. -2008. - 3 с'

Информация о работе Проблемы формирования у старшеклассников профессионального интереса