Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:29, статья
Современный этап развития российского общества главной задачей образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - главная задача современного образования.
Проблемы формирования у старшеклассников профессионального интереса
Никитаева Е.В. аспирантка СГПИ.
Ассистент кафедры общей и социальной педагогики и психологии
Современный этап развития российского общества главной задачей образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - главная задача современного образования.
Успешное решение обозначенной задачи определяется уровнем личностной и профессиональной культуры учителя, его профессиональной компетентностью.
Анализ научной
и психологической литературы
показал, что эффективность
Исследователями отечественных ученых педагогов установлено, что нее 50% студентов педагогических заведений выбирают профессию сознательно; у 46,2% абитуриентов преобладают мотивы, не содержащие педагогической направленности. Многие абитуриенты не имеют объективного представления о профессии учителя, о гражданском назначении и содержании его труда; среди будущих учителей по-прежнему у юношей (В. И. Журавлев, В. А. Сластенин и др.). Отсюда и следующее разочарование выбором: только 20 - 25% студентов педагогических вузов к последнему курсу считают, как отмечает М. Лушников, учительство призванием.
Таким образом, необходимым условием повышения качества профессионального образования в педвузе является формирование у поступающих в высшую школу абитуриентов устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.
Изучение исследований психологов (В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогов (В. А. Сластенин, . И. Щукина и др.) показало, что необходимым условием обозначенного выбора старшеклассниками учительской профессии является формирование у них устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.
Изучение научной литературы, опыта профильных классов общеобразовательной школы показал, что важным средством формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности является начальная общепедагогическая подготовка.
В научной психолого-
В современных диссертационных исследованиях (1994 - 2008 гг.) раскрыт широкий круг вопросов, направленных на решение проблем подготовки учащихся к выбору профессии учителя.
В исследованиях А. С. Агафоновой, Л. А. Амировой, Т. В. Аникаевой и др. изучены вопросы, связанные с обоснованием индивидуализации обучения школьников при их подготовке к выбору профессии, а также обеспечения непрерывности профессионального образования; раскрыты особенности педагогических классов как наиболее успешно зарекомендовавших себя форм довузовской подготовки учащихся и педагогической деятельности (Л. А. Бойко, С. А. Воронина, В. И. Ревякина и др.).
Однако в этих
работах начальная
Проблема личности и профессионального «Я» встает перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей неприкрытой сложности. По нашему мнению, назрела необходимость создания такой системы образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным.
Обществу нужен профессионал, но для того, чтобы стать им, многим молодым людям на стадии выбора профессии необходимы как психологическая помощь, так и педагогическое руководство, ориентированное на учет индивидуальных особенностей школьника. В процессе формирования профессионального интереса имеют значение мотивы учебной деятельности. Профессиональный интерес школьников, по мнению А. Е. Голомштока, Л. В. Ботяковой является ведущим мотивом, обуславливающим выбор профессии.
Хотя в современной системе преподавания используются приемы проблемно-развивающего обучения, применяются различные формы работы направленные на развитие интереса к будущей профессиональной деятельности, однако эта проблема до сих пор остается нерешенной. Одной из причин, по нашему мнению, является то, что понятия «интерес», «профессиональный интерес» не получили еще в психологии и педагогике однозначного толкования. Поэтому необходимо критическое рассмотрение существующих точек зрения на исследуемую проблему и поиск нового подхода к ней.
Одной из форм, способствующей формированию профессионального интереса старшеклассников к будущей деятельности, является профориентационная работа. Профессиональная ориентация (от фран. orientation - установка) рассматривается исследователями как комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятия, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в специалистах.
В отечественной науке и практике преобладает воспитательный подход к профориентации, согласно которому профессиональная направленность определяется не только природными склонностями человека, но и выступает как цель специального воспитания и образования. Проведенный анализ литературы позволяет утверждать, что в настоящее время система профориентационной работы в условиях вуза, сохраняясь в своей основной сути, наполняется новым содержащим и включает в себя деятельность по следующим направлениям:
-профессиональное
просвещение, включающее
-профессиональный
отбор (подбор) с целью выбора
лиц, которые с наибольшей
- профессиональная консультация,
нацеленная в основном на оказание индивидуальной
помощи в выборе профессии со стороны
специалистов-
- социально-
Процесс реализации системы предполагает поэтапное формирование у абитуриентов и студентов всех компонентов, составляющих структуру профессионального самоопределения и профессиональной направленности (потребности, интересы, профессиональной ценности, мотивы, цели).
Список литературы
Информация о работе Проблемы формирования у старшеклассников профессионального интереса