Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:51, реферат
Проблематика социальной психологии личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Проблематика социальной психологии личности в трудах зарубежных исследователей
3. Фрейд. Теоретической основой социально-психологических воззрений Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляемых влечениях Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и СуперЭго призваны лишь как-то примирить эти влечения с
При характеристике человека как субъекта социально-психологический аспект личности выступает как наиболее выраженный. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она -- объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения - носитель нравственного сознания» (Ананьев, 1980, с. 52). Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека. Важным представляется положение Ананьева о том, что «структура личности строится по двум одновременно действующим принципам:
1) субординационному или иерархическому, при котором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них» (Ананьев, 1980, с. 162).
Необходимость изучения
личности в системе социальных связей
и отношений, по мнению Ананьева, обусловило
то, что историческое, социологическое
и социально-психологическое исследование
личности составляет единый и основной
путь ее изучения, определяющий собственно
психологическое исследование.
Системный подход к социальной психологии личности
Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым. Используя существующее в науке подразделение качеств на материально-структурные, функциональные и системные, Ломов считает, что «в исследовании психического обнаруживаются не только функциональные характеристики, но и модус системного качества» (Ломов, 1984, с. 79). Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны. Это многообразие выявляется в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах. Социальные качества человека существуют как целостная система. Эта система многоуровневая и строится по иерархическому принципу. С позиций системного подхода Ломов определяет некоторые требования научного анализа к изучаемому явлению:
* необходимость рассмотрения этого явления как некоторой единицы системы, имеющей свои специфические закономерности;
* характеристику явления как части своей видо-родовой макроструктуры, закономерностям которой оно подчиняется;
* анализ явления в составе
микросистем, в которые оно включено.
С позиций системного
подхода задача научного исследования
заключается в раскрытии законов образовании
целого, законов строения целого, законов
развития целого, отношений системы с
другими системами, взаимодействия системы
с внешним миром.
Формулировка Ломовым
этих методологических требований системного
подхода, характеристика разных планов
психики как системы, многоуровневого
ее строения, разных порядков ее свойств,
многомерности психических явлений имеет
прямое отношение к проблеме социальной
психологии личности.
Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологии личности
Социально-психологические
представления о личности с позиции субъектно-деятельностного
подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна.
Как справедливо указывает К.А. Абульханова,
единым логическим основанием, основной
идеей, основным направлением внутренних
связей его философской и психологической
концепции является идея субъекта. Высказав
кардинальное положение о включении человека
в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность
наиглавнейшим механизмом этой включенности.
Взаимоотношения человека с миром осуществляются
в разных формах - познавательной, деятельностной
и отношенческой, В последней заключается
отношение человека к другому человеку.
Все эти формы отношений, составляющих
сущность субъекта, складываются в деятельности.
«Субъект и в своем познании, и в своем
действии, и в своем отношении к другому
субъекту уничтожает (каждый раз специфическим
способом) внешность, внеположность объекта
и другого субъекта, преодолевает его
обособленность, обнаруживает (познанием),
преобразует (действием), усиливает своим
отношением к нему сущность другого человека»
(Абульханова, 1989, с. 21). Принцип субъектности
(субъекта) неразрывно связан в концепции
Рубинштейна с деятельностным принципом.
Деятельность выступает как один из типов
активности субъекта, как способ его отношения
к действительности, Активность субъекта
выражается, по мнению Рубинштейна, в формах
самодетерминации, самопричинения, самодеятельности.
В этих формах отражается сущностная характеристика
субъекта.
В субъекте связываются
познавательные и деятельностные характеристики
психологии человека. Субъект выступает
как основание связи сознания и деятельности.
И, как отмечает К. А. Абульханова, в принципе
единства сознания и деятельности реализуется
субъектный подход в психологии. В двучленную
формулу сознание--деятельность вводится
третий член -- субъект. И в этом смысле
субъектно-деятельностный подход превращается
в новую парадигму построения психологической
науки. Для социальной психологии ключевой
является идея о модусе субъекта. Постановка
проблемы связи сознания и деятельности
требовала ответа на вопрос о субъекте
этой связи. Этим субъектом является личность.
В личности как в фокусе сосредотачиваются
отражательный, познавательный аспекты
сознания и его качества отношения, переживания,
стремления, В социально-психологических
качествах личности, выражаемых в ее интересах,
идеалах, направленности, мировоззрении,
синтезируются ее познавательные, отношенческие
отношения и механизмы, регулирующие эти
отношения. Сложные системы связей и отношений
человека к миру, другим людям, к себе выражаются
в краткой и емкой форме: личность является
субъектом жизни.
Развитие и конкретизация
субъектно-деятельностного подхода содержится
в трудах К. А. Абульхановой. Вклад Абульхановой
в разработку социально-психологических
проблем личности заключается в «развертке»
основных категорий этого подхода. В концепции
Абульхановой по-новому представлена
категория деятельности. Сама деятельность
выступает как форма существования активности.
Сам субъектно-деятельностный подход
преобразуется в активно-субъектный подход.
Активность выступает главным объектом
исследования как атрибут личности. Активность
определяется «как жизненно-функциональные
высшие способности, обеспечивающие (или
нет) возможность быть субъектом» (Абульханова,
1999, с. 50). Активность выступает как «интеграл
притязаний, саморегуляции и удовлетворенности.,,
как способность и способ самовыражения,
самореализации личности...» (там же). Конкретными
формами проявления активности, выступающими
как социально-психологические характеристики
личности, являются инициатива и ответственность.
Определяя разноплановые характеристики
активности как качества, состояния субъекта,
Абульханова дает ее обобщенную характеристику.
Активность - это системное качество личности,
включающее в себя различную направленность,
разный жизненный опыт, обобщающий те
или иные стратегии жизни. В этом смысле
активность характеризует личность как
субъект жизненного пути. В результате
исследования жизненного пути были выделены
три его взаимосвязанные структуры: жизненная
позиция, жизненная линия и смысл или концепция
жизни.
Новое видение социально-психологического
аспекта сознания привело Абульханову
к выдвижению нового объекта психологического
исследования - социального мышления.
Его составляющими выступили проблематизация,
репрезентация и интерпретация. Субъектом
социального мышления являются личности
и социальные общности. Обобщенная картина
индивидуальных и коллективных представлений
о действительности в современных условиях
содержится в характеристике менталитета
реальной российской личности. Этот наивысший
уровень социально-психологической характеристики
личности представлен конкретными исследованиями
разных его сторон Абульхановой и коллективом
ее сотрудников (Абульханова, 1999).
Деятельностный подход к психологии личности
Он разработан А. Н. Леонтьевым
и явился одним из методологических принципов
отечественной социальной психологии
личности. Ключом к подлинно научному
пониманию личности Леонтьев считал «исследование
процесса порождения и трансформации
личности человека в его деятельности,
протекающей в конкретных социальных
условиях...» (Леонтьев, 1975, с. 173).
Деятельность порождает
все психические феномены, качества, особенности,
процессы и состояния. В отличие от индивида
личность «ни в каком смысле не является
предшествующей к его деятельности, как
и его сознание, она ею порождается» (там
же). В основе представлений о личности
лежит учение о деятельности, ее строении,
ее развитии и ее преобразованиях, о различных
ее видах и формах. Из всех этих разновидностей
в качестве главной выделяется предметная
деятельность. Исходными единицами психологического
анализа личности являются деятельности
субъекта, а не действия, не операции, не
психофизиологические функции или блоки
этих функций, Для понимания структуры
личности важной представляется мысль
Леонтьева о иерархическом отношении
деятельностей. Соподчинение деятельностей,
порождаемых ходом их развития, лежит
в основании личности.
Анализ строения деятельности
Леонтьев приложил к характеристике личности.
Главными психологическими составляющими
деятельности являются ее мотивы. Леонтьев
разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы
и смыслообразующие мотивы. Включением
понятия смысла в структуру деятельности
он подчеркнул психологичность понимания
личности. Леонтьев отметил особую функцию
понятия «смысл» в структуре личности.
Смысл получил характеристику личностного.
В нем содержится отражение в сознании
личности отношения мотива к цели. Личностный
смысл выступает как особое сверхчувственное
качество личности. Личностные смыслы
интегрируются друге другом в связанную
систему, обозначенную Леонтьевым термином
«смысловые образования личности». Иерархические
связи мотивов образую г ядро личности.
«Структура личности представляет собой
относительно устойчивую конфигурацию
главных, внутри себя иерархизированных
мотивационных линий» (Леонтьев, 1975, с.
221). «Внутренние соотношения основных
мотивационных линий в совокупности деятельностей
человека образуют как бы общий «психологический
профиль» личности» (там же, с. 222). Выстроенные
на едином деятельностном основании представления
о личности позволили Леонтьеву рассмотреть
широкий круг психологических явлений
в мотивационной (потребности, эмоции),
поведенческой (действия, деятельность)
и когнитивной сферах. В последней особое
место занимают сознание и самосознание.
В сознании происходит процесс объединения,
«сшивания» деятельностей, развития и
распада связей между ними. В концепции
Леонтьева категории личность, сознание,
деятельность выступают в своем диалектическом
взаимодействии, триединстве. Это триединство
отражено и в названии его последней книги:
«Деятельность. Сознание. Личность».
Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским.
Социально-психологический
акцент этой концепции состоит в том, что
основополагающими категориями в ней
являются: личность, деятельность и коллектив.
Важность этих категорий вынесена в название
его книги «Личность. Деятельность Коллектив».
Суть концепции деятельностного опосредования
сводится к следующему. Межличностные
отношения в группе опосредованы содержанием
и ценностями группы. Спецификация деятельности,
рассматриваемая с позиций деятельностного
подхода, в концепции Петровского определяется
тем, что эта деятельность совместная,
социально детерминированная. Социально-психологические
явления в группе определяются содержанием
этой деятельности, многоуровневой структурой
групповой активности, уровнем развития
групп. Вектор этого развития - от диффузной
группы до развития коллектива, который
представляет собой группу, где «межличностные
отношения опосредуются общественно ценным
и личностью значимым содержанием совместной
деятельности» (Петровский, 1982, с. 47). Петровский
с учениками детально проанализировал
большой состав социально-психологических
феноменов - мотивационное ядро выбора
в межличностных отношениях, референтность,
самочувствие личности в группе, самочувствие
группы, самооценка, ожидаемая оценка,
лидерство, коллективистическая идентификация,
сплоченность, ценностно-ориентационное
единство, совместимость, феномен возложения
ответственности Субъектами всех этих
феноменов являются группа и личность.
Анализ сложной диалектики личности и
группы привел Петровского к важному для
социальной психологии личности выводу
«личность может быть понята только в
системе устойчивых межличностных связей,
которые опосредуются содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности для
каждого из участников» (там же, с. 223). Личность
в этой связи с деятельностью выступает
в «качестве целостного (совокупного)
субъекта относительно устойчивой системы
субъект--объект--субъект и субъект-субъект-объектных
отношений, складывающихся в деятельности
и общении и оказывающих воздействие на
других людей» (там же, с.227). Выделение
главного в личности дало Петровскому
основание обозначить свою концепцию
личности как концепцию личности в коллективе,
в группе, в системе межличностных отношений.
В конечном итоге концепция деятельностного
опосредования межличностных отношении
дополняется концепцией интраиндивидуальной
репрезентации личности и концепцией
персонализации. В этих трех концепциях
взаимосвязаны интер-, интра- и мета индивидуальная
репрезентации личности.
Структурно-динамический подход в психологии личности
Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение придается одному какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов -- А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина -- на структуру личности.