Проблема возрастных кризисов психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Проблема психического развития относится к числу более актуальных в возрастной и педагогической психологии. Интерес к ней обусловлен как запросами педагогической практики, потребностью перестройки, совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения, так и теоретической важностью проблемы.

Содержание

Содержание:
Введение;
Кризис развития;
Критические периоды;
Кризис новорожденности (0 – 2 месяца);
Кризис одного года;
Кризис трех лет;
Кризис семи лет;
Кризис тринадцати лет;
Выводы;
Литература.

Работа содержит 1 файл

Реферат по детской психологии.docx

— 32.08 Кб (Скачать)

 

 

Кризис тринадцати лет

    Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

    В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более , чем в иные периоды.

    Кризис относится к числу острых.

    Симптомы кризиса:

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Происходит открытие мира психического, самовосприятие внимание подрост-ка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
  2. Негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

    На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

 

Выводы

    Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка.

Первая  из них — разрушительная сторона  кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и  отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных  возрастах. Но негативная сторона кризиса  — это обратная, теневая сторона  позитивной , конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов .

    Родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие свой отпечаток на протекание кризиса.

    Мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности». Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым, капризным, строптивым и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным. У тринадцатилетних подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

В то же время нужно иметь в виду, что  характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных  ситуаций. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для  ребенка люди своевременно учитывают  происходящие в нем изменения  и в соответствии с ними выстраивают  свое отношение, то протекание кризиса  в значительной мере смягчается. Как  отмечал А. Н. Леонтьев, «в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — процессом воспитания» (Леонтьев А. Н.).

   

 

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Детская психология. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько и др. Минск-1988.
  2. Психология человека от рождения до смерти. А.А.Реан. Москва-2002.
  3. Детская психология. Методические указания. Р.П.Ефименкина.Новосебирск-1995.
  4. Возрастная психология. И.Ю. Кулагина.
  5. Детская психология. Теоретический и практический курс. О.А.Шаграева. М • Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.-368 с.

Информация о работе Проблема возрастных кризисов психического развития