Проблема виктимизации детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:14, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда криминология располагает необходимыми материалами о личности преступника и его поведении, продолжает ощущаться потребность в сведениях о тех, кто становится жертвой насилия или кражи. Знание этих лиц, их анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, то есть установить группы риска и «работать» с ними.

Работа содержит 1 файл

Реферат по виктимологии.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Преподавание психологии и  педагогики в высшей школе»

на тему:

      «Проблема виктимизации детей  и подростков» 
 
 
 
 

                Выполнил:

                аспирант заочной формы обучения

                по  направлению 08.00.05 –

                «Экономика и управление народным хозяйством и его отраслями»    Муратханова З.Д.

                Проверил:

                д.пс.н., профессор   Исаева Э. Г-И. 
                 
                 

Махачкала

2010г.

      В настоящее время, когда криминология располагает необходимыми материалами о личности преступника и его поведении, продолжает ощущаться потребность в сведениях о тех, кто становится жертвой насилия или кражи. Знание этих лиц, их анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, то есть установить группы риска и «работать» с ними. 
Действия преступника часто зависят не только от его личных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными и противоправными поступками может подать «идею» преступления, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего. 
Для того чтобы говорить о жертве преступления необходимо обратиться к науке, изучающей личности жертв преступлений - виктимологии. 
Учение о жертве преступления – виктимология (от лат. victima – живое существо, приносимое в жертву богу, жертва и греч. logos – слово, учение) – часть более широкого учения о жертвах не только преступлений, но и последствий несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, войн и иных вооруженных конфликтов, политических противостояний.

      По  мнению Н.С. Черных, главным объектом виктимологических исследований является индивидуальная и групповая безопасность. К факторам, от которых зависит уровень безопасности, он относит: информационные, организационные, психологические, психофизиологические, нравственные, идеологические, статусные, материальные [3].

      Наряду  с понятием виктимологии часто используется термин «виктимность». Его можно понимать в двух смыслах: как предрасположенность отдельных людей стать жертвой (в криминологическом аспекте - преступления) и как неспособность общества и государства защитить своих граждан. В современной России виктимность во втором, более широком смысле стала одной из наиболее болезненных социальных проблем. Состояние виктимности в этом плане является отражением состояния законности. Таким образом, виктимность – комплексное системное свойство человека или группы людей, характеризующее степень их потенциальной возможности стать жертвой насилия или преступления со стороны другого человека или группы людей.

      Виктимология  — это учение о жертвах преступления. Преступность в России растет и становится все более опасной, множество людей становится жертвами преступников. Очевидно, что всестороннее изучение жертв необходимо, поскольку немало потерпевших оказывается в этой роли в силу опасного для них, но вынужденного поведения.

      В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков. Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.

      Актуальность  проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников возможно с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации. Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Во всем мире именно дети чаще всего становятся жертвами жестокости взрослых и сексуального насилия. По оценкам немецких экспертов, ежегодно происходит до 60 тысяч случаев жестокого обращения с детьми. Американские криминологи утверждают, что половина их сограждан в детстве подвергались преступному насилию. Причем, жертвами жестокого обращения, являются, как правило, маленькие дети и дети дошкольного возраста. Особое виктимологическое внимание уделяется виктимизации детей в семьях. Термин «виктимизация» означает наращивание опасности для людей стать жертвой.

      Дети  и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение  их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Криминологам известно, что взрослые преступники, в особенности насильники, в детстве, как правило, сами являлись жертвами жестокого обращения. Впоследствии они переносят этот негативный опыт как на своих, так и, разумеется, на чужих детей. Традиционно угрожающим безопасности детей считается положение в так называемых неблагополучных семьях, характерной чертой которых являются безработица, алкоголизм, наркомания, большое количество детей и плохие жилищные условия.

      Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей. Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п.

      В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или  на территорию другого человека и  частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам приобретая экстатический характер и становится для его участников самоцелью. Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимого для нормального существования.

      Среди наиболее важных вариантов агрессивного поведения различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия: Экспрессивная агрессия – это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов. Импульсивная агрессия – обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения. Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии.

      В настоящее время, подавляющее большинство  исследователей признает, что применяемое  по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как  модель агрессивного поведения. Но, зачастую, именно оно выступает основным средством воздействия на личность. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания. Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией. Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка.

      Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению. В настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда каждая отдельная семья остается одни на один с проблемами своих детей и вынуждена действовать вслепую.

      Семейное  насилие над детьми имеет высокую  латентность (скрытость) от социально-правового  контроля. Это объясняется страхом детей перед агрессией родителей и уверенностью, что помощи им ждать не от кого. Чувство страха перед обидчиком, стыда перед друзьями и знакомыми, боязнь осуждения или высмеивания удерживают ребенка от огласки случившегося с ним несчастья. Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

      Виктимологическая наука располагает огромным арсеналом знаний о типичных проявлениях виктимности подростков, способных 'сделать' их реальными жертвами преступного насилия. Сегодня эти знания становятся основой развития специальной предупредительной деятельности правоохранительных органов - виктимологической профилактики, направленной на разработку индивидуальных программ защиты представителей различных социальных групп от криминального произвола. И все же, печальный опыт жестокого обращения с детьми во всех странах свидетельствует, какой бы совершенной не была официальная система обеспечения их безопасности, без надлежащего родительского и общественного контроля, она будет оставаться малоэффективной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература:

  1. Беличева С.А Основы превентивной психологии. М., 1994
  2. Бобнева М.И.  Социальные нормы и регуляция поведения М., 1978
  3. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб: Питер,2001.
  4. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб: Медицина, 1997.

Информация о работе Проблема виктимизации детей и подростков