Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов.

Задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект семьи и брака.

2. Рассмотреть формы семейно-брачных отношений.

3. Рассмотреть факторы, влияющие на качество брака.

4. Выявить степень удовлетворенности семейно - брачными отношениями современных супругов.

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМА  УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ  СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ  СОВРЕМЕННЫХ СУПРУГОВ

Тотьма 2010

Введение

В психологии традиционно  значительная часть исследований посвящена  изучению семьи и внутрисупружеских  отношений. Смежные дисциплины (семейное право, социология, демография) так же проявляют интерес к негативным явлениям в развитии интереса семьи, поэтому их достижения и результаты активно используются психологией для создания и совершенствования моделей современной семьи.

Особый всплеск  активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства и различия супругов в плане личностных характеристик, а так же ролевых и ценностных ориентаций (Ю.Г. Волкова, Д. Майерс и др.). Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов и Н.Ф. Федотова и др.). На необходимость учёта в исследованиях изменений, происходящих в семье, на разных стадиях его жизни, указывает Ю.Г. Волкова [4; 512].

Все эти исследования объединены одной общей целью: изучить супружескую удовлетворённость браком. Так же большинство авторов подразумевает или признаёт большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи. Поэтому исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей как создавших семью, так и готовящихся к этому (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) [19; 656].

Всё это позволяет  нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, влияющих на удовлетворённость супругов браком, нуждается в более пристальном рассмотрении. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи и брак а, является актуальным.

Объект  исследования: семейно-брачные отношения.

Предмет исследования: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов.

Цель  исследования: изучение удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов.

Задачи:

1. Рассмотреть  исторический аспект семьи и брака.

2. Рассмотреть  формы семейно-брачных отношений.

3. Рассмотреть  факторы, влияющие на качество  брака.

4. Выявить  степень удовлетворенности семейно  - брачными отношениями современных  супругов.

Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что формы семейно-брачных отношений будут влиять на удовлетворенность семейно-брачными отношениями.

Методы  исследования:

- теоретические (анализ научно - методической литературы по представленной теме);

- эмпирические (анкетирование, тестирование).

Работа может быть использована специалистами по социальной работе, административным органом, работающим в социальной сфере, преподавателями, читающими социальные дисциплины и студентами.

1. Теоретический анализ  удовлетворенности  семейно-брачных  отношений

1.1 Исторический аспект семьи и брака в обществе

Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [12; 23] (Акопян Л.А.)

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законодательством, имеющий своей целью создание семьи [12; 54] (Афанасьева И.В.)

Брак  в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у её отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим  или политическим соображениям. Часто  в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю  или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его  потомков, их жен и детей, а также  домашних рабов.

В период матриархата  наследование всегда шло по женской  линии, а в брачных соглашениях  собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т.к. это помогало сохранить трон, династию и наследство. Так, Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с  этими законами женщина, соединенная  с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 2) гетеры - образованные и одаренные женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней  Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей [13; 87].

Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной  к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной  сфере 
ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей; Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их; как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

К эпохе Возрождения  и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более  либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния [13; 192].

Семья в библейские времена. Исследователи Древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в неё входили все кровные  родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие  отношение к семье. Все они  находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести.

«Брачный сговор»  совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев  жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и  женщины. Мужчина обладал большей  свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым; удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств - гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина» [8; 208].

Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII-XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела  возможность развода и могла  вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве в доме и семье.

В целом же нормативная  дохристианская модель семьи описывается  таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных  отношениях: «доминирования-подчинения»  или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении [11; 48].

Христианская  модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти - совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения» такова: отец - сын - мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец - мать - сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены сферу психологической близости.

Брак в христианском смысле - просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность.

Эта полнота еще  углубляется с возникновением из двоих третьего, их ребенка. Совершенная  супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться  по законам совершенства.

Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своим эгоизмом и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке  особые трудности. Преодолеть их можно  только усилиями обоих супругов. Oба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание - любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению - углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке - утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

Информация о работе Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов