Проблема суицида в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – второе место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................3

Глава 1. Суицид как акт самоубийства……………………………………………..7
1.1.Общее представление о суициде…………………………………..….…7
1.2.Причины возникновения суицидальных намерений…………………11

Глава 2. Пубертатный суицид как социальное явление…………………………15
2.1.Суицидальное поведение детей и подростков……………………...…19
2.2.Мифы и факты о подростковом суициде…………………………..….23

Заключение……………………………………………………………………….…31

Список использованных источников……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

ФАКТ:  Много молодых людей переживает состояние депрессии, получают врачебную помощь, выздоравливают и ведут нормальную здоровую жизнь. Значение предупреждающих сигналов суицида и владение способами помощи тревожным и потенциально суицидальным юношам может помощь им остаться в живых.

МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом».

ФАКТ: Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

МИФ: «Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помощь ему нельзя. Это их дело».

ФАКТ: Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п.

МИФ: «Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить»

ФАКТ: Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

МИФ: «Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помощь им может только врач».

ФАКТ: Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, Любого типа характера, с любыми наклонностями.

МИФ: «Самоубийственное заражение».

ФАКТ: Психологи, педагоги, социологи – все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают: самоубийство – «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки вообще внушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.

МИФ: «Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего».

ФАКТ: В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

МИФ: «Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе».

ФАКТ:  На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть суицидальноопасными.

Важные информации:

1. Суицид является «убийцей №2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей №1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

2. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Лучше всего прислушаться к его словам.

3.  Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для тебя, для одного твоего друга «паршиво», а для другого – «нормально».

4. Суицид следствие не одной неприятности, а многих. Существует выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения». Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А если капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серий неудач.

5. Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установить невозможно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся, ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома. Благополучие – вовсе не гарантия от суицида.

6. Чем больше настроение у суицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют повышенное внимание, у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, «берет свое», появляются у них дела и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о седее знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своим делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль, совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы «вернуть» к себе внимание окружающих. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится». В этом случае их друзьям следует быть настороже (17).

7. Друг может предотвратить самоубийство. От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между  четырьмя и шестью часами пополудни (17). Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их, скорее всего, найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью дома или вернется в ближайшее время домой. Шанс прийти им на помощь велик, - тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет. Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они начинают говорить, что неожиданно начинают понимать, что проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг ясно – не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознают, что хотят жить.

 

Заключение

              Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Проблема подросткового суицида является одной из первостепенных для России. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в т.ч. самоубийств (7). Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивный процесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается на подростках – самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждой социальной попытки – своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. Родные не понимают – чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка. Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестую таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости окружающих. Таким образом, сформированная наша гипотеза нашла себе подтверждение.

              «Не хочу жить!» - как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе, жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую не способны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»

              Взрослым следует помнить:

     ценить жизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие;

     от отчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет;

     нельзя растить их, как рыб, в аквариуме, но и «учить плавать», бросая в зараженные реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Азаров, Ю. Как преодолеть суицид [Текст]: / Ю. Азаров //  Родительское собрание. 2004. – №2. – С. 31-41.

2. Александрова, В. Петля на тонкой шее [Текст]: / В. Александрова // Российская газета. – 2001. –  №11. – С. 41.

3. Бубкин, А. Смертный грех [Текст]: / А. Бубкин // Семья. – 2003. – №18. – С. 6-7.

4. Василец, О. Если ребенок не хочет жить [Текст]: / О. Василец, Я. Обухов // Народное образование. – 1998. – №9. – С. 15-19.

5. Гонохов, И.О. Смертный грех [Текст]: / И.О. Гонохов // Русский дом. – 2002. – №9. – С. 15-19.

6. Давыдова, Э. «Не хочу жить!» [Текст]: / Э. Давыдова //  Сельская новь. – 2004. – №9. – С. 30-31.

7. Захарчук, В.А. Суицид [Текст]: / В.А. Захарчук // Классный руководитель. – 1999. – №5. – С. 59-65.

8. Исаев, Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? [Текст]: / Д.Н. Исаев, Т.О. Новикова // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 110-117.

9. Каримова, Г. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце [Текст]: / Г. Каримова // Родительское собрание. – 2001. – №10. – С. 4.

10. Киселев, А.Ф. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [Текст]: / А.Ф. Киселев // ОБЖ. – 2004. – №7. – С. 58-63.

11. Кучкина, О. Портрет явления самоубийства [Текст]: / О. Кучкина  // Комсомольская правда. – 2001. – №39. – С. 10-11.

12. Любинецкая, А. Семиклассница нарисовала свою смерть [Текст]: / А. Любинецкая // Комсомольская правда. – 2008. – №13. – С. 16.

13. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст]: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.

14. Мурзабаева, С. Профилактика суицида среди несовершеннолетних [Текст]: / С. Мурзабаева, Р. Р. Хидиятуллина  // Учитель Башкортостана. – 2002. – №12. – С. 81-82.

15. Никифорова, Ю. Суицид за компанию [Текст]: / Ю. Никифорова  // Аргументы и факты. – 2009. – №13. – С. 3.

16. Петрушин, В.И. Валеология [Текст]: / В.И. Петрушин, И.В. Петрушина. – М.: Гардарики, 2002. – 427 с.

17. Проблема суицида в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.angelhelp.ru / – 11.09.2010.

18. Психология. Словарь [Текст]: / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

19. Самыгин, П.С. девиантное поведение молодежи [Текст]: / П.С. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2006. – 440.

20. Синягин, Н.Ю. Библиотека школы психолога [Текст]: / Н.Ю. Синягин. – М.: Владос, 2005. – 93 с.

21. Скородумов, А. Наложить руки и кое-что еще [Текст]: / А. Скородумов // Спид-инфо. – 2005. – №16. – С. 8.

22. Трегубов, А. Эстетика самоубийства [Текст]: / А. Трегубов, Ю. Ванин. – Пермь: ШК, 2009. – 113 с.

23. Фисин, Ю. В чем причина [Текст]: / Ю. Фисин // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2005. – №4. – С. 44-48.

 



Информация о работе Проблема суицида в подростковом возрасте