Проблема становления личностной идентичности в раннем юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Проблема формирования личностной идентичности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения фундаментальных задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Работа содержит 1 файл

самоидентичность в раннемюнешеском возрасте.docx

— 16.83 Кб (Скачать)

Проблема  становления личностной идентичности в раннем юношеском возрасте

 Автор(ы): Кранц И.И.

Тезисы второй всероссийской  научной конференции "Психологические  проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

Проблема формирования личностной идентичности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения фундаментальных задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Усиление личностного  подхода в психологии привело  к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы  развития личности, которые ранее  оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует  отнести понятия «Я-концепция», понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», «личностная идентичность», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Методологические  основы психологического подхода к проблеме самоопределения  были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [1; 375]. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий».

Приходится констатировать, что на уровне конкретной психологической  теории проблема самоопределения уравнивает «внешние причины», «внешняя детерминация»  и социальные условия, социальную детерминацию. В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «идентичность», введенная в научный оборот Э. Эриксоном.

Идентичность —  совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции  Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Являясь жизненным стержнем личности и главным индикатором ее психосоциального равновесия, личностная идентичность означает: а) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; б) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Кроме того, субъективная прочность ощущения личностной идентичности, согласно Э. Эриксону, является «признаком окончания отрочества и условием формирования взрослого индивида» [2; 98].

Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить  себя самостоятельной и отдельной  от Других личностью зачастую становится предпосылкой сепарационного процесса и маркирует развивающийся процесс  индивидуации.

Х. Ремшмидт пишет о том, что новейшие данные о физическом, психическом, психосоциальном процессах взросления «убеждают в относительной независимости этой возрастной стадии от прочих» [3]. Таким образом, взрослеющих людей необходимо рассматривать не только как индивидов, не достигших еще статуса взрослого человека, но и как особую социальную группу со специфическими потребностями отделения, проблемами и трудностями.

Практически нигде  не находит отражения, что формирование личностной идентичности в раннем юношеском возрасте предусматривает не только последовательные идентификации ребенка со взрослым и осознание собственной ценности и компетентности [2], но и переживание самотождественности путем эмоциональной сепарации от значимых взрослых.

Таким образом, личностная идентичность является результирующим вектором процесса идентификации, а также обладает целостностью и структурностью, что выражается в виде переживания личностью одновременно тождественности и изменчивости Я во времени. Подобная точка зрения на формирование идентичности в раннем юношеском возрасте включает в себя процесс самоосознания и самоидентификации среди других. Однако важно подчеркнуть, что в момент перехода от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Формирование  самосознания личности связано с особенностями  самоотождествления и самооценивания.

Самоидентичность определяется как «устойчиво переживаемая тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов Я в единую связную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других» [5; 4].

Вследствие  этого, самоидентичность подразумевает самооценку и оценку ожиданий относительно базовых отношений Я и социального окружения.

Однако в связи  с тем, что субъект идентификации  также является личностью, то достижение полной тождественности с объектом невозможно. Переживание человеком своего Я в процессе идентификации является проявлением содержания психической жизни, показателем ее наличия, и дает возможность осознать свое Я и его нетождественность Другому. На обобщенном уровне идентификация выступает, как переживание динамической тождественности самому себе, принятие себя как данности [4]. Это интегральное переживание, которое строится из отдельных частных переживаний и проявляется в самых разных конкретных формах, позволяющих исследователям с разных точек зрения видеть этот процесс: он выступает как самооценка, как Я-концепция, как самосознание и др. 

Исходя  из вышеизложенного  очевидно, что традиционный методологический подход к изучению обозначенной проблемы в контексте  социальной регуляции  идентификационных  процессов не дает полноценной возможности  рассмотреть особенности  внутрипсихического регулирования динамики формирования ключевых аспектов идентичности. Не уделено должного внимания переживанию тендерной идентичности, интроецированию внешних нормативно-регуляторных объектов, автономизации взрослеющего индивида. Также фактически не учитывается становление эмоциональной автономности взрослеющего человека в условиях смещения референтных структур за пределы семьи. В связи со сказанным, возникает вопрос в определении признаков Я-автономного как результирующей активности при формировании целостной структуры самоотождествления взрослеющего индивида. 

ЛИТЕРАТУРА

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2003,713 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. Толстых А.В. — М., 1996.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000, 624 с.

Малейчук Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход. Монография. — Брест: БрГУ им. А.С.Пушкина, 2001. 126 с.

Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения тендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 3-16.

Информация о работе Проблема становления личностной идентичности в раннем юношеском возрасте