Проблема развития мышления. Основные психологические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития мышления, рассматриваемая в данной работе, волнует умы ученых и общественность с древних времен. Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее проблема мышления стала рассматриваться в психологии и стала предметом точного экспериментального исследования. В этой работе описана последовательность развития мышления, начиная с раннего возраста, этапы формирования наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышление, даны их характеристики.

Работа содержит 1 файл

Проблема развития мышления.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Представители этого направления подчинили мышление, как и все виды познавательных процессов, мотивации. Привлечение внимания к бессознательным формам мышления, изучение зависимости мышления от мотивации и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать защитные механизмы

 

Мышление рассматривается как особый вид познавательной деятельности – генезис мышления, развитие и формирование у детей в процессе обучения. Мышление – прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленная на то, открыть скрытые от непосредственного наблюдения связи

 

 

IV. Критерии развития мышления.

Это показатели, свидетельствующие о достижении того или иного уровня развития мышления учащихся

 

степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности, умение производить рациональные действия по применению их в учебных и внеучебных познавательных процессах

 

степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другой ситуации и на другие предметы

 

степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности

 

степень формирования различных видов мышления, а также состояние мышления в процессе перерастания одного его вида в другой

 

степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях

 

величина тезауруса, т. е. запаса знаний, их системностью, а также появление новых способов усвоения знаний

 

состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и др.

 

 

V. Основные направления развития мышления.

Развивать мышление – это значит

 

развивать все виды и формы мышления и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие

 

Практически-

 

действенное

 

Выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных

 

Наглядно-

 

образное

 

Развивать умения

 

Словесно-логическое

 

Находить главные связи и отношения вещей и явлений окружающего мира

 

эмпирическое

 

Доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения

 

теоретическое

 

репродуктивное

 

продуктивное

 

Излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно

 

интуитивное

 

дискурсивное

 

Формировать и совершенствовать мыслительные операции

 

Осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую

 

анализ

 

Вырабатывать умения

 

синтез

 

Предвидеть развитие явлений

 

сравнение

 

обобщение

 

Делать обоснованные выводы

 

Классификация и др.

 

Стимулировать процесс перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на диалектической логике

 

Заключение.

 

По данной работе можно проследить развитие представлений о мышлении, становление теорий мышления, рассмотреть их противоречия. Ощутить связь между историческими, общественными процессами и преобладанием той или иной позиции по отношению к развитию мышления. Многие философы, ученые, психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы, раскрытие особенностей и закономерностей процесса развития мышления. Своими исследованиями пополнили сведения о процессе мышления: Гартли, Пристли, Эббингауз, Вундт (ассоциативная теория), О. Кюльпе, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах (Вюрцбургская школа), Вертхеймер, Келер, Коффка, Левин (гештальтпсихология), А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Каждое поколение ученых открывало новые особенности, неизвестные ранее критерии развития мышления. Однако теоретическое изучение мышления ушло далеко вперед по сравнению с практическим, экспериментальным. Осталось еще много не до конца исследованных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это позволит изобретать новые методы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.

Список литературы

 

1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. М., 2002. – 288 с.

 

2. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухов В. В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. – 401 с.

 

3. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Спб., 2004. – 320 с.

 

4. Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2006. – 224 с.

 

5. Общая психология: курс лекций/ сост. Е. И. Рогов. М., 2003. – 448 с.

 

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002. – 512 с.

 

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб., 2005. – 713 с.

 

8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. – 672 с.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru



Информация о работе Проблема развития мышления. Основные психологические теории