Проблема подросткового суицида в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:01, реферат

Описание работы

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Работа содержит 1 файл

суицидальное поведение.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Проблема  подросткового суицида  в России 

Мищенко  Е.В. 

«…Самоубийство - мольба

о помощи, которую никто

не услышал…»

Р. Алеев 

     Тема  смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Для  некоторых людей она приобретает  особое значение.

     Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

     Если  же говорить о России, то она продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество детей и подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза. Каждый год в России добровольно уходят из жизни около 20 тысяч детей и подростков. За каждым подростковым суицидом – трагическая история любви, предательства, разлуки, верности, измены, обыденные конфликты, ссоры, которые выливаются в трагедию с желанием немедленно как-то наказать обидчика или обратить на себя внимание. 

     По  данным Всемирной Организации Здравоохранения, к 2020 году самоубийства станут глобальной проблемой, так как суицид выйдет на второе место в мире по причине смертности, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

     Таким образом, проблема суицида  является  серьезной и актуальной  в наше время.

     Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui – себя, caedere – убивать) – намеренное  лишение  себя жизни. В русском языке  словом  «самоубийство»  обозначается  и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое  явление. Самоубийство – очень сложный  многогранный  феномен, аккумулирующий  проблемы  философские  (утрата смысла жизни) и психологические  (психологическая  дезадаптация, фрустрация), социальные  (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа  и т.п.) и нравственные, правовые  и медицинские  (тяжелая болезнь, психическое расстройство).  С точки зрения социологии и психологии, самоубийство - одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии - наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрег. Самоубийства прежде всего свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных  отношениях  проблем, которые человек  не может или не считает  необходимым  разрешить  обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных  с личным горем, разочарованиями и пессимизмом [1, 13 - 16].

                 Суицид –явление молодое, так как суицидальный возраст без различия пола, национальности, места проживания - 15-40 лет, т.е. период наибольшей жизненной активности человека. Смертность от самоубийства  является  ведущей причиной  ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше.

     Специалисты насчитывают  большое количество  факторов, имеющих отношение к  суицидальным попыткам. Невозможно  выделить один или несколько  главенствующих  из них, приводящих  к самоубийству. Удалось установить  влияние  на общее  количество  случаев  самоубийства  таких факторов, как климат, время года, место проживания, возраст, пол, вероисповедание, уровень экономической жизни, политическая ситуация.

     Количество  самоубийств среди городских  жителей  значительно выше, чем  в сельской местности. Состоящие в браке  совершают самоубийства реже. Это, однако,  не относится к молодежи. Брак не спасает от проблем, не является сдерживающим фактором. Очень часто  с помощью  брака  молодежь  пытается  решить  проблемы  во взаимоотношениях  в семье и др., а этого  не получается, и круг замыкается.

     Среди социальных  условий, влияющих на  самоубийства,  особую роль играют некоторые  культурные явления.  Во все времена  особую опасность представляла такая  форма  суицида в которой  присутствовал  момент  подражательности эстетизируемому самоубийцей примеру [6, 39 - 61].

     Необходимо  отметить, что на первом месте  из  проблем, характерных  для подростков  с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения  с родителями  (примерно в 70 %  случаев  эти проблемы  непосредственно  связаны  с суицидом), на втором  месте – трудности, связанные  с учебным заведением, на третьем – проблемы  взаимоотношений  с друзьями, в основном  противоположного пола.

     Из  множества различных причин суицидов можно выделить следующие:

1. Конфликт в личной жизни.

2. Одиночество. 

3. Воздействие  искусства. 

4. Неразделённые  чувства. 

5. Нестандартная  ориентация.

6. Разрушение  этнических традиций.

7. Генетическая  предрасположенность к суициду.

  1. Психотравма, депрессия.

   Эмиль Дюркгейм, исследуя самоубийства, показал, каким образом средовые факторы, такие, как экономические условия, семейное положение, расовая или религиозная принадлежность, приводят к психоэмоциональному напряжению в различных жизненных ситуациях. Суицид является отражением взгляда индивида не только на себя, но и на отношение его к обществу. Знание различных социальных факторов, способствующих самоубийству, может быть полезно для оценки суицидального риска человека [5, 26 - 50].

     Отмечается  так же, что суицид уменьшается при общественном подъеме, при  оживлении  в политике, в экономике, культурной жизни общества и увеличиваются  при  общественных спадах.

      Итак, сущность суицидального поведения  имеет многофакторную природу, обусловленную  комплексом социальных (социально-педагогических, социально-экономических, социально-культурных), биологических, индивидуально-психологических условий. Сравнительный анализ благоприятных условий и патогенеза способствует выявлению особенностей и путей профилактики и коррекции  суицидального поведения в системе обучения и воспитания [2, 15 - 16].

      За  несколько лет работы с детьми, в частности с подростками, при  проведении семейных консультаций и  бесед с самими подростками и  их родителями определился ряд тех, кто находится в зоне повышенного  суицидального риска:

- депрессивные подростки;

- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были

   свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;

- одаренные подростки;

- подростки с плохой успеваемостью в школе;

- беременные девочки;

-  подростки, жертвы насилия.

         Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного  суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом [8, 32].

         Психотерапевт Ю. Поляков  на основе  длительных наблюдений  выделил три типа  суицидального  поведения: демонстративное, аффективное и истинное.

     Демонстративнный  тип.     Характеризуется  стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные  попытки совершаются  открыто, громко и артистично. Тем не менее,  этот вид поведения требует к себе  серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка

начавшаяся  как демонстрация, из-за  нелепой  случайности может окончиться катастрофой.

     Аффективный тип. Определяется тем, что попытка  самоубийства  совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут иметь  элементы демонстративности.

     Истинный  тип. В случае истинного суицидального поведения имеет то  обдуманное укрепившееся  желание  покончить с собой.  Применяются меры  к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления  проводятся скрытно. Примечательно, что значение  разного рода проблем, приводящих  к трагическому  концу, неодинаково. Например, семейные проблемы  послужили  причиной  демонстративного  поведения  в 52 %  случаев, аффективного – в 51% ,  истинного – в 13%.

     Еще одна из основных проблем суицидального поведения  заключается  в опасности  повторения : около  40 %  молодых людей, пытающихся  расстаться  с жизнью, уже имели  по меньшей мере одну попытку;  чем моложе субъект, тем больше опасность  рецидива  в течении года  после  суицидальной попытки (этот срок  не превышает  года  в 64 %  случаев );  чем больше попыток, тем больше  физический риск, так как  каждая  попытка  может повлечь  за собой  нарушение здоровья  (риск остаточных явлений, более длительная  госпитализация);  наконец, по некоторым данным, 1-2 %  людей, пытавшихся  покончить  с собой, умирают  в результате  суицида  через 12 месяцев  после  их  попытки  независимо от предыдущего способа  покончить с собой [1, 123 - 128].

    В связи с этим необходимо социально-психологическое  воздействие на отклоняющееся поведение  личности, которое регулируется   различными   социальными   институтами. Общественное воздействие  может носить характер правовых санкций,   медицинского   вмешательства,   педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений – их предупреждение    и    преодоление    требуют    хорошо организованной системы социальных воздействий.

      Психологическая   помощь   как   один   из   уровней  рассматриваемой системы играет  в ней связующую роль и отличается  выраженной гуманистической направленностью.  Этот  факт  получил  отражение   в  таких  принципах психологической    работы,    как    конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность. Принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение и индивидуальности.

    Профилактика  отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях  социальной  организации:   общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.    Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность [2, 18].

Таким образом можно сделать вывод, что проблема суицидального поведения является глобальной общественной проблемой общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом растет число самоубийств, особенно среди подрастающего поколения.              Проблема  молодежного суицида является  одной из  первостепенных  для России. 
 

    Литература 

  1. Актуальные  проблемы суицидологии / Труды Московского НИИ психиатрии. – М., 1981 – С. 264.
  2. Абрумова А. Г. Психология самоубийства// Медицинская помощь. – 1994. - №3 - С. 15-18.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.; Мысль. - 1996 – С. 300.
  4. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Т.2. – М.: ИЧП «Издательство Магистр». – 1997. – С. 448
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство. -  М. - 1993. - С.86.
  6. Вагин И. Психология жизни и смерти. СПб: Питер. - 2001 – С. 160.
  7. Конончук Н. В. О суицидологических попытках при депрессиях // Журнал невропотологии и психиатрии имени  С.С. Корсакова. - 1990. - С.76.
  8. Ревяко Т.И., Трус Н.В. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные,

      ритуальные. Бытовые  способы самоубийств. - Минск . - 1996. -   С.32.

Информация о работе Проблема подросткового суицида в России