Проблема подросткового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Конечно, как всякий период развития, подростковый возраст — явление конкретно-историческое. И не случайно отчуждение подростков от взрослых, конфликты со взрослыми наблюдались в особенно острых формах в прошлом, при традиционных отношениях, когда образы послушного ребенка и поучающего взрослого были достаточно жестко зафиксированы. Не случайно и то, что в современной ситуации, когда эти роли в значительной степени «размыты», а отношения между родителями и детьми часто носят совершенно иной характер, кризисная симптоматика выражена не столь ярко.

Содержание

1. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
2. Новые тенденции в изучении отрочества
II. Психофизиология подросткового возраста
1. Отдельные проявления подросткового кризиса.
2. Пути решения проблем подросткового возраста.

Работа содержит 1 файл

моя работа.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Таким образом, как бы порой дети ни бунтовали, они вовсе не ходят видеть в родителях ровню. Им необходимо, чтобы родители были понимающими, доброжелательными - но родителями, моделями взрослого поведения. Такие родителя называются авторитетными. Они не ущемляют прав детей, но требуют от них выполнения обязанностей. Они исповедуют самостоятельность в рамках демократического порядка. Запрещая что-то, не колеблются, но объясняют причину запрещения. Постоянно, в определенной степени, контролируют подростка.

Взаимоотношения со сверстниками. Их роль нельзя преувеличивать. Позиция "виноваты приятели", как правило, оказывается неверной.

Влияние подростков обычно преобладает в вопросах внешнего плана (мода в одежде и речи, музыке и развлечениях, стиль взаимоотношений со своим и противоположным полом). Влияние родителей преобладает в оценке нравственных и социальных проблем, понимании мира взрослых.

Необычайно сильное внимание группы сверстников на подростка может быть связано как с недостаточным вниманием к подростку в семье, так и с привлекательностью группы как таковой (в основном для неустойчивых подростков). Наиболее уверенные в себе подростки умеют с пользой для себя усваивать взгляды и жизненный опыт как родителей, так и сверстников, не испытывая проблем их сведения.

2. Пути решения проблем подросткового возраста

Можно сделать вывод, что подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки (или улучшения Я-концепции) подростка. В состав самооценки входит, прежде всего, круг ощущений, объединяемых понятием "власть" (ощущение компетентности, собственной эффективности и личного влияния). У подростков этот компонент мало управляем; формируется и реализуется в основном в референтной группе сверстников; ситуационно изменяется. Для его формирования важно, чтобы взрослые не превращали воспитательный процесс в отношения "победителя-побежденного".

Второй компонент самооценки может быть объединен понятием "ценность" (самооценка в моральном и нравственном плане, восприятие себя как хорошего). Он во многом формируется взрослыми. Устойчив, социально мало изменяется.

Динамика самооценки по возрастам:

13-15 лет - самооценка определяется, исходя из внешних стандартов достижений;

16 лет - впервые появляются собственные представления о том, что для подростка наиболее важно;

17-18 лет - личность оценивает себя с точки зрения внутренних стандартов и представлений о собственном счастье и благополучии; в этом время несколько снижается роль значимых других.

Сформулировать нужды подростка можно следующим образом:

"Важнее всего для меня - чувствовать, что меня любят и ценят независимо от того, насколько глупо и нелепо я могу выглядеть. Мне нужен тот, кто верит в меня, потому что я часто сам в себе неуверен. Если честно, то я иногда страшно стыжусь самого себя, чувствую, что я недостаточно сильный, красивый и обаятельный по сравнению с теми, кто меня окружает. Но случается и по-иному, когда мне кажется, что я все уже знаю и могу один противостоять всему миру. Я очень остро все воспринимаю.

Мне нужен тот, кто мог бы спокойно, без всякой критики выслушать меня и помочь мне разобраться в самом себе. Когда я терплю неудачу, теряю друга или проигрываю в игре, мне кажется, что переворачивается весь мир. Мне нужно место, где я мог бы поплакать и где бы никто надо мной не смеялся.

Но, с другой стороны, мне также нужен тот, кто громко и ясно скажет "Остановись!" Но он не должен читать мне нотации и напоминать о моих прежних глупостях".[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой, с другими, через внешние срывы, восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

Кон И.С. говорил, что «…поведение в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися к тому времени у него индивидуальными особенностями». [3]

Подростковый период – это возраст, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

Подростковый период – это возраст, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее активное развитие личности, и мы видим, что вне социума она развиваться не может. Становление личности есть ее социализация.

 

Список литературы.

 

1). Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1978. — № 4.

2) Гусарова Н.Ф. Возрастная психология Электронный учебник

3).Кон И. С. Психология ранней юности. – М. Просвещение,1989.

4) Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996

5) Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование, 1997. №1

6) Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002



Информация о работе Проблема подросткового кризиса