Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 09:18, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение и рассмотрение проблемы одиночества в контексте теории социальной работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность и содержание понятия одиночества,
-рассмотреть несколько классификаций одиночества,
-проанализировать основные подходы к изучению одиночества в контексте теории социальной работы,
-выявить роль социальной работы в вопросах решения проблемы одиночества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Сущность и содержание понятия одиночества………………………...5
1.1. Определение одиночества……………….…………………………………..5
1.2. Классификации одиночества………………………...……………………..11
Глава2. Основные подходы к изучению одиночества как научная основа организации социальной работы с одинокими людьми………………………15
2.1. Психодинамические модели………………………………………………..15
2.2. Феноменологический подход…………..…………………………………..16
2.3. Экзистенциальный подход…………………………………………………18
2.4. Интеракционистская точка зрения…..…………………………………….19
2.5. Когнитивный подход………………………………………………………..20
2.6. Интимный подход…………………………………………………………...21
2.7. Социологические трактовки………………………………………………..22
2.8. Теоретико-системные подходы…………………………………………….23
Глава3. Решение проблемы одиночества в рамках социальной работы……..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их своеобразная защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками. В этой связи, проблема одиночества может вызывать в обществе серьезные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, табакокурение, суицидальное поведение и прочие девиантные явления.
Когда
обнаруживается разрыв между реальными
и действительными отношениями,
характерный для состояния
Существует связь между низкой самооценкой и одиночеством, которая объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение [7, 130]. Неудачи в общении могут усиливать чувства одиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен большой риск одиночества, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает чувство собственного достоинства у человека.
Есть и другие гипотезы, которые объясняют феномен одиночества ссылками на межличностные факторы. Одна их них – несоответствие между тремя «Я» индивида:
-тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»)
-тем, каким он хотел бы стать (идеальное «Я»)
-тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»)
Экспериментально подтвердилась гипотеза, утверждающая, что субъективные причины одиночества имеют большой вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствуют тому, как их же самих в действительности воспринимают люди [4, 96].
Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества [9, 243].
Очень часто одиночество возникает по независящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В данном случае у человека возникает полная или частичная эмоционально-психологическая изоляция от людей, которые составляли привычный круг общения. Так зарождается одиночество.
Таким образом, ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека.
Теория
социальной работы опирается на существующие
в различных науках точки зрения
по поводу исследуемой проблемы, призвана
вырабатывать конкретные способы оказания
помощи одиноким людям, то есть решать
проблему одиночества в обществе, учитывая
междисциплинарный статус проблемы.
В связи с тем, что одиночество сугубо индивидуальное переживание, качественно и количественно различное у разных людей, то классифицировать его чрезвычайно трудно.
Наиболее общая классификация предложена психологами У.А. Садлером и Т.Б.Джонсоном. Она сочетает в себе теологические, философские и психологические трактовки сущности явления. Так, эти исследователи выделяли 4 вида одиночества:
1) Экзистенциальное одиночество. Связано, во-первых, с постижением себя как целостной реальности, соотнесение себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как его причины лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При ее фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм. В-третьих, у человека может остаться неудовлетворенной сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности. Человек переживает самоотчуждение, осознает, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет развитие остальных, и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я» [8, 48].
2) Культурное одиночество – переживание отрыва от культурного наследия, которое являлось существенной частью жизни. В основном реализуется в виде переживания разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодежи [8, 52].
3) Социальное одиночество. Встречается гораздо чаще, чем остальные виды одиночества. Этот вид одиночества связан с взаимоотношениями личности и группы. Источниками социального одиночества может быть изгнание, отвержение группой, неприятие. Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и так далее. Человек ощущает себя лишним. Часто наблюдается у людей с неустановившимися социальными ролями [8, 63]. Для таких людей характерно беспокойство о своем социальном положении, тревога относительно социальной идентичности. Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в социально-значимой включенности: старики, малообеспеченные, эксцентричные люди, подростки, женщины. По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным одиночеством люди так активно включаются в социальную деятельность, в коллектив, в общение.
4) Межличностное одиночество. Этот вид одиночества обычно выступает в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком [8, 70].
Люди, которые испытывают все четыре вида одиночества, страдают, по мнению авторов, аномией или расстройством личности. Такие люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем, они чувствуют, что живут в пустом пространстве без ориентиров. Жизнь утрачивает ценность. Часты попытки суицидов. Такие люди самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества. В данном случае крайне необходима работа различных специалистов, в том числе и социальных работников.
Р.С.Вейс выделяет два разных типа одиночества: социальную и эмоциональную изоляцию. Первая вызвана отсутствием доступного круга социального общения, а вторая – отсутствием привязанности к конкретному человеку. Складывается, однако, мнение, что социальная изоляция сама по себе не рассматривается автором как одиночество. Она превращается в него тогда, когда начинает переживаться, когда у субъекта возникает субъективное отношение к собственной изоляции. Не случайно явление в целом обозначается Р.С.Вейсом как эмоциональное состояние [8, 128].
Д.И.Янг использует для основания классификации длительность одиночества [8, 457]. В результате наблюдений он выделяет 3 формы одиночества:
-хроническое
одиночество, развивающееся
-ситуативное
одиночество, которое чаще
-преходящее одиночество, это наиболее распространенная форма, для которой свойственны кратковременные приступы чувства одиночества.
Дж. де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс выделяют три измерения одиночества:
-эмоциональные характеристики, связанные с отсутствием позитивных и наличием негативных эмоций;
-тип ущербности, который определяет суть того, что не хватает человеку;
-временную
перспективу, в зависимости от
которой выделяются полностью
не удовлетворенные своими
В рамках этого измерения первым двум типам соответствует хроническое, долговременное одиночество, третьему типу – ситуативное одиночество. Ко второй группе относятся люди, приспособившиеся к одиночеству и не делающие попыток изменить ситуацию, а к первой – сильно озабоченные своим положением [15, 150]. Это – существенное дополнение к другим классификациям, в которых позитивное и нейтральное отношение человека к своему одиночеству игнорировалось.
Таковы
основные точки зрения на типологии
одиночества. Все они имеют право на существование,
но ни одна не может претендовать на исключительное
положение. Будучи сложным, многоаспектным
социально-психологическим явлением,
одиночество может быть описано в полном
виде только с помощью многомерных классификаций.
Глава2.
Основные подходы к изучению одиночества
как научная основа организации социальной
работы с одинокими людьми
В
течение многих лет ученые различных
направлений высказывали свои суждения
об одиночестве. Все их можно классифицировать
на восемь групп: психодинамические, феноменологические,
экзистенциально-
2.1.
Психодинамические модели
Существуют последователи психодинамической традиции в социальных науках, которые высказывались по проблеме одиночества. Так, например, психоаналитик Грегори Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - нормальное и преходящее умонастроение, возникающее в результате отсутствия конкретного кого-то. Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как червь, разъедает его сердце. Одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы изобличить других. Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность, направленную как вовнутрь, так и вовне [8, 357].
Зилбург
проследил происхождение
Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.
Информация о работе Проблема одиночества в контексте теории социальной работы