Проблема одиночества в контексте теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение и рассмотрение проблемы одиночества в контексте теории социальной работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить сущность и содержание понятия одиночества,

-рассмотреть несколько классификаций одиночества,

-проанализировать основные подходы к изучению одиночества в контексте теории социальной работы,

-выявить роль социальной работы в вопросах решения проблемы одиночества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Сущность и содержание понятия одиночества………………………...5

1.1. Определение одиночества……………….…………………………………..5

1.2. Классификации одиночества………………………...……………………..11

Глава2. Основные подходы к изучению одиночества как научная основа организации социальной работы с одинокими людьми………………………15

2.1. Психодинамические модели………………………………………………..15

2.2. Феноменологический подход…………..…………………………………..16

2.3. Экзистенциальный подход…………………………………………………18

2.4. Интеракционистская точка зрения…..…………………………………….19

2.5. Когнитивный подход………………………………………………………..20

2.6. Интимный подход…………………………………………………………...21

2.7. Социологические трактовки………………………………………………..22

2.8. Теоретико-системные подходы…………………………………………….23

Глава3. Решение проблемы одиночества в рамках социальной работы……..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Одинокие  люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их своеобразная защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками. В этой связи, проблема одиночества может вызывать в обществе серьезные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, табакокурение, суицидальное поведение и прочие девиантные явления.

     Когда обнаруживается разрыв между реальными  и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность, как одна из возможных реакций на данную ситуацию, сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества [3, 54].

     Существует  связь между низкой самооценкой  и одиночеством, которая объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение [7, 130]. Неудачи в общении могут усиливать чувства одиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен большой риск одиночества, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает чувство собственного достоинства у человека.

     Есть  и другие гипотезы, которые объясняют  феномен одиночества ссылками на межличностные факторы. Одна их них  – несоответствие между тремя  «Я» индивида:

     -тем,  каким он в настоящее время  видит себя (актуальное «Я»)

     -тем,  каким он хотел бы стать (идеальное «Я»)

     -тем,  каким его воспринимают другие (отраженное «Я»)

     Экспериментально  подтвердилась гипотеза, утверждающая, что субъективные причины одиночества  имеют большой вес в его  возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствуют тому, как их же самих в действительности воспринимают люди [4, 96].

     Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества [9, 243].

     Очень часто одиночество возникает по независящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В данном случае у человека возникает полная или частичная эмоционально-психологическая изоляция от людей, которые составляли привычный круг общения. Так зарождается одиночество.

     Таким образом, ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека.

     Теория  социальной работы опирается на существующие в различных науках точки зрения по поводу исследуемой проблемы, призвана вырабатывать конкретные способы оказания помощи одиноким людям, то есть решать проблему одиночества в обществе, учитывая междисциплинарный статус проблемы. 

     
    1. Классификации одиночества
 

     В связи с тем, что одиночество сугубо индивидуальное переживание, качественно и количественно различное у разных людей, то классифицировать его чрезвычайно трудно.

     Наиболее  общая классификация предложена психологами У.А. Садлером и Т.Б.Джонсоном. Она сочетает в себе теологические, философские и психологические трактовки сущности явления. Так, эти исследователи выделяли 4 вида одиночества:

     1) Экзистенциальное одиночество. Связано, во-первых, с постижением себя как целостной реальности, соотнесение себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как его причины лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При ее фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм. В-третьих, у человека может остаться неудовлетворенной сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности. Человек переживает самоотчуждение, осознает, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет развитие остальных, и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я» [8, 48].

     2) Культурное одиночество – переживание отрыва от культурного наследия, которое являлось существенной частью жизни. В основном реализуется в виде переживания разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодежи [8, 52].

     3) Социальное одиночество. Встречается гораздо чаще, чем остальные виды одиночества. Этот вид одиночества связан с взаимоотношениями личности и группы. Источниками социального одиночества может быть изгнание, отвержение группой, неприятие. Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и так далее. Человек ощущает себя лишним. Часто наблюдается у людей с неустановившимися социальными ролями [8, 63]. Для таких людей характерно беспокойство о своем социальном положении, тревога относительно социальной идентичности. Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в социально-значимой включенности: старики, малообеспеченные, эксцентричные люди, подростки, женщины. По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным одиночеством люди так активно включаются в социальную деятельность, в коллектив, в общение.

     4) Межличностное одиночество. Этот вид одиночества обычно выступает в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком [8, 70].

     Люди, которые испытывают все четыре вида одиночества, страдают, по мнению авторов, аномией или расстройством личности. Такие люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем, они чувствуют, что живут в пустом пространстве без ориентиров. Жизнь утрачивает ценность. Часты попытки суицидов. Такие люди самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества. В данном случае крайне необходима работа различных специалистов, в том числе и социальных работников.

     Р.С.Вейс выделяет два разных типа одиночества: социальную и эмоциональную изоляцию. Первая вызвана отсутствием доступного круга социального общения, а вторая – отсутствием привязанности к конкретному человеку. Складывается, однако, мнение, что социальная изоляция сама по себе не рассматривается автором как одиночество. Она превращается в него тогда, когда начинает переживаться, когда у субъекта возникает субъективное отношение к собственной изоляции. Не случайно явление в целом обозначается Р.С.Вейсом как эмоциональное состояние [8, 128].

     Д.И.Янг  использует для основания классификации  длительность одиночества [8, 457]. В результате наблюдений он выделяет 3 формы одиночества:

     -хроническое  одиночество, развивающееся тогда,  когда в течение длительного  времени индивид не может установить социальные связи и удовлетворить свои потребности;

     -ситуативное  одиночество, которое чаще всего  возникает как следствие стрессовых  событий в жизни (смерть супруга  или разрыв брачных отношений)  и существует до тех пор,  когда субъект не смирится  со своей потерей;

     -преходящее  одиночество, это наиболее распространенная форма, для которой свойственны кратковременные приступы чувства одиночества.

     Дж. де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс  выделяют три измерения одиночества:

     -эмоциональные  характеристики, связанные с отсутствием позитивных и наличием негативных эмоций;

     -тип  ущербности, который определяет  суть того, что не хватает человеку;

     -временную  перспективу, в зависимости от  которой выделяются полностью  не удовлетворенные своими отношениями  безнадежно одинокие люди, пассивно и устойчиво одинокие люди, периодически и временно одинокие люди.

     В рамках этого измерения первым двум типам соответствует хроническое, долговременное одиночество, третьему типу – ситуативное одиночество. Ко второй группе относятся люди, приспособившиеся к одиночеству и не делающие попыток изменить ситуацию, а к первой – сильно озабоченные своим положением [15, 150]. Это – существенное дополнение к другим классификациям, в которых позитивное и нейтральное отношение человека к своему одиночеству игнорировалось.

     Таковы  основные точки зрения на типологии одиночества. Все они имеют право на существование, но ни одна не может претендовать на исключительное положение. Будучи сложным, многоаспектным социально-психологическим явлением, одиночество может быть описано в полном виде только с помощью многомерных классификаций. 

     Глава2. Основные подходы к изучению одиночества как научная основа организации социальной работы с одинокими людьми 

     В течение многих лет ученые различных  направлений высказывали свои суждения об одиночестве. Все их можно классифицировать на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.  

     2.1. Психодинамические модели  

     Существуют  последователи психодинамической традиции в социальных науках, которые высказывались по проблеме одиночества. Так, например, психоаналитик Грегори Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - нормальное и преходящее умонастроение, возникающее в результате отсутствия конкретного кого-то. Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как червь, разъедает его сердце. Одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы изобличить других. Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность, направленную как вовнутрь, так и вовне [8, 357].

     Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок  узнает радость быть любимым и  вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией. Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [8, 153].

     Салливан  также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.

Информация о работе Проблема одиночества в контексте теории социальной работы