Проблема личности в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Актуальность.Одной из главных задач, которые решаются советским государством в обстановке ускорения социально-экономического развития, является формирование нового человека, и всестороннее развитие личности.
Обращаем внимание на отношение ее к родной стране, предметам, которые составляют общественную и личную собственность, к производственному и любому другому коллективу, членом которого она состоит, к природе, людям, с которыми она вступает в контакт, к труду или другой общественно полезной деятельности, к себе самой.

Работа содержит 1 файл

проблема личности в социальной психологии.docx

— 21.74 Кб (Скачать)

проблема личности в социальной психологии

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ  бодалев а а психология личности

Актуальность.Одной из главных задач, которые решаются советским государством в обстановке ускорения социально-экономического развития, является формирование нового человека, и всестороннее развитие личности.

Обращаем внимание на отношение ее к родной стране, предметам, которые составляют общественную и личную собственность, к производственному и любому другому коллективу, членом которого она состоит, к природе, людям, с которыми она вступает в контакт, к труду или другой общественно полезной деятельности, к себе самой.

Все общие и частные отношения, образующие личность, всегда несут  на себе печать общества, к которому принадлежит человек. И хотя любая  личность всегда индивидуально своеобразна, вместе с тем ее отношениям, как  правило, одновременно бывают свойственны черты, имеющиеся у представителей тех социальных общностей, в которые эта личность входит, — у представителей одного с ней общественного класса, национальной, профессиональной, возрастной, половой и других групп.

Представляя подобным образом существо личности, надо отчетливо видеть, что  для проявления этого существа вовне  одинаково большое значение имеют  все три стороны в ее отношениях — познавательная, эмоциональная, поведенческая, а также их взаимосвязь. Имеющиеся  у личности взгляды на мир, его  ценности, собственные обязанности  в нем всегда накладывают отпечаток  на то, какой эмоциональный отклик она дает на происходящие вокруг нее  события и как себя при этом ведет. Точно так же сформировавшиеся у личности способы эмоционального реагирования на события, общности людей, состояние дел всегда воздействуют как на особенности их познания и  на мнение, которое о них у личности складывается, так и на характер действий, которые личность по отношению  к ним осуществляет. Наконец, поступки самой личности, вызывая большие  или меньшие изменения в окружающей действительности, обязательно влекут за собой перестройку и в ее взглядах, в ее эмоциональной сфере.

Вообще мысль о том, что деяние — начало бытия, всецело приложима  к личности. Хотя сутью каждого  конкретного человека как личности является совокупность общественных по своей природе и происхождению  отношений, однако отношения, которые  человек несет в себе, он обнаруживает через свои действия, дела, поступки. И чем выраженнее в структуре личности доминируют те или иные отношения, тем определеннее и чаще в ее поведении преобладают действия, отвечающие содержанию этих отношений.

При этом, прослеживая связи между  отношением и поведением личности, надо помнить, что у разных людей  отношения, сходные по своему содержанию, обычно выражаются в действиях и  поступках, отмеченных индивидуальной манерой поведения, выработавшейся у личности в процессе ее развития.

В совокупности отношений, характеризующих  личность, как правило, удается выделять отношения, которые выступают для  нее стержневыми, подчиняющими себе все другие отношения.

Условием в целом социально  продуктивного и для самой  личности эффективного развития и сферы  ее отношений, и сферы ее способностей является организация ее повседневного  бытия, в котором личность неизменно  в активной позиции включается в  новые и для нее более сложные  виды деятельности и в новые взаимоотношения  с людьми, которые в разных ролях  в этих деятельностях участвуют. Всестороннее развитие личности — всегда одновременное формирование широкого спектра ее отношений к действительности и воспитание до высокого уровня по разным направлениям ее способностей.

Возникновение личности и  независимого образа «Я   Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд. Битянова Марина Ростиславовна

Прежде всего, у человека должен был возникнуть глубокий интерес  к изучению его отношений с  другими людьми, анализу социальных связей вообще. Для того же, чтобы  некий предмет стал объектом изучения, он должен мыслиться исследователем отдельно от него. То есть должно быть «Я» исследователя и — «ОНИ», «МЫ», независимые от этого «Я». И если «ОНИ» и «МЫ» мыслились и принимались человеком как некоторая реальность достаточно давно, то «Я» — это поздний продукт развития человеческой цивилизации.

 Итак, сформулируем тезис: социальная  психология как наука появляется  лишь на поздних этапах развития  современной цивилизации именно  в силу того, что на протяжении  многих предыдущих веков человеку  и человечеству был присущ  почти исключительно социально—психологический  тип мышления. Глубокая психологическая  включенность человека в социальные  отношения, субъективная растворенность  в них мешала объективному, отстраненному  анализу этих отношений.

 «Я могу с уверенностью  заявить, что любой нормальный  человек не любит быть под  контролем. Он предпочитает и чувствовать себя свободным, и быть свободным» [61, с. 27].цитата А. Маслоу?

 При этом, хорошо понимая,  что ко многим современным  людям это утверждение относится  как некоторое идеальное, желаемое  состояние. Да, это представляется  справедливым: нормальный человек  не любит быть под контролем.  Однако трактовка нормы по  Маслоу не так проста. Нормально не то, что присуще среднестатистическому большинству, а то, что заложено в человеческом потенциале и может быть раскрыто в непрерывном процессе самоактуализации. Впрочем, в настоящий момент эта проблема интересует нас под иным углом зрения. Современный человек часто и с интересом трактует свое прошлое. Он пытается понять своих предшественников, их чувства и переживания в значимых трагических эпизодах глобальной и личной истории. Пишутся сценарии художественных фильмов о героях прошлого, по древним трагедиям и мифам снимаются фильмы и ставятся спектакли. При этом современный автор опирается на свое мировосприятие, на свое представление о том, к чему должен стремиться нормальный человек. И вот древние люди смотрят друг на друга не просто с вожделением, а с восторгом и глубочайшей нежностью. Эдип переживает жесточайшие муки совести; Геракл томим гордыней и поиском смысла жизни.речь идет не о местоимении «я», а о той психологической реальности, глубочайшем и неповторимом переживании, которое стоит у современного человека за этим местоимением.

 

 Индивидуальное «Я» и даже  само индивидуальное физическое  существование не мыслились отдельно  от рода, его законов и верований.  И жизнь, и даже смерть были  пронизаны нормами и ценностями, предписанными общиной.

 В работе З. Фрейда «Тотем  и табу» приводится замечательный  пример, иллюстрирующий это положение.  Он описывает племя, имеющее  ритуальный Камень. Ни одна женщина  не имела права приближаться  к нему ближе, чем на определенное  расстояние, а за нарушение запрета  ее ждала смерть (не от рук  людей, от божества Камня). По  случайному стечению обстоятельств  одна женщина нарушила этот  запрет. И хотя никто не был  этому свидетелем, женщина умерла, так как свято верила в неизбежность  наказания за свое преступление.

С момента рождения до последнего вздоха средневековый человек, независимо от происхождения и звания, связан со своей общиной. Семья — община — сословие; личное человеческое бытие  неотделимо от социальной среды. Даже физически человек практически  не бывал один. Феодал всегда, не исключая самые интимные по современным меркам моменты, окружен плотной толпой слуг, вассалов, домочадцев. Личной жизни  — в современном представлении  — не было. Не было и семьи, похожей  на сегодняшнюю. Наиболее выразительно отражает особенности средневековой психологии культ рыцарства. Здесь не надо путать современное романтическое представление о Доблестном Рыцаре и его Прекрасной Даме, сформированное Сервантесом и целыми поколениями последующих певцов бескорыстной любви с исторической реальностью. Начнем с того, что рыцарский культ благородства, распространяемый на людей своего сословия, прекрасно уживался в сознании этих людей со зверствами, осуществляемыми в отношении врагов и низших сословий. Что же касается «прекрасных» дам, то отношение к ним имело ритуальный и часто просто формально—обязательный характер. Феодал имел жену, любовниц и Прекрасную Даму как некоторый социальный талисман, символ. Да, в сражения шли с именем своей Прекрасной Дамы на устах. Но не будь ее, шли бы и просто так, потому что войны были первичны, а Дамы — вторичны.

 

 

 

 Все меняется в эпоху Возрождения.  «Человек есть модель мира»,  — сказал Леонардо да Винчи,  и эти слова можно начертать  на знамени искусства и человеческих  отношений той эпохи. Человеческое  «Я» набирает силу. В эпоху  Возрождения и последующие за  ним столетия его начинают  почитать как величайшую социальную  ценность.

 «Раннебуржуазный человек, — отмечает И. С. Кон, — впервые почувствовал себя не частью целого, а самостоятельным целым, живущим по своим законам сознания и воли» [46].

 В искусстве это нашло  яркое воплощение в творчестве  В. Шекспира, удивительных портретах  и автопортретах живописцев того  времени. В философии появляется  человек как активный участник  событий в мире, как автор своей  личной судьбы и истории. Огромно  значение взглядов Л. Фейербаха.  Именно в них ярко и последовательно  показано значение эмоциональных,  личных отношений между людьми, отношений «Я» и «Ты». Интерес  к изучению межличностных отношений  впервые звучит на уровне философской  теории: «Истинная диалектика не  есть монолог одинокого мыслителя  с самим собой, это диалог  между «Я» и «Ты» [114, с. 203]. В  психологии человека эпохи Возрождения  происходит своя, внутренняя революция.  Изменяется отношение к времени,  смерти, которые теперь становятся  личностно значимыми категориями.  Появляются психологические феномены  одиночества, меланхолии как проявления  внутреннего личного состояния  «Я». Новые состояния закрепляются  в языке: во всех европейских  языках резко увеличивается количество  слов, описывающих психологические  состояния и качества конкретного  человека. Очень интересен и показателен  факт «закрытия дома». В буржуазную  эпоху появляется Дом как личное  пространство человека, куда вход  ограничен, где есть места для  уединения, одиночества, общения  с самыми близкими. В религии новое психологическое состояние «Я» нашло воплощение в протестантизме.

 Конечно, в существенной степени  новое «Я» человека обязано  своим возникновением новой экономической  системе. Капитализм разрушает  сложившиеся ранее жесткие социальные  структуры. Формы социальных связей  — сословие, материальное положение,  даже семейные узы перестают  быть определяющими в судьбе  отдельного человека. Они становятся  для него средством жизни и  достижения своих, личных целей.  Впервые свободный выбор становится не уделом Героев и Избранных, а индивидуальной судьбой каждого человека. Рождается то «Я», которое понятно и естественно для современного человека, которое от рождения является его правом, его гордостью и его головной болью.

 Человек как личность способен  отделить себя от других людей,  увидеть свои отношения с ними  как нечто независимое от собственного  «Я» и серьезно задуматься  о том, как строить свои свободные  отношения с социальным окружением. В условиях свободного социального  и личностного выбора рождается  новый тип мышления, условно назовем  его индивидуально—психологическим.  И появляется важнейшая предпосылка  для научного изучения социальных  отношений, того, что еще недавно  было единственной реальностью  для человека. Это и есть важнейшая  психологическая предпосылка возникновения  научной социальной психологии.

 


Информация о работе Проблема личности в социальной психологии