Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:59, реферат
Актуальность.Одной из главных задач, которые решаются советским государством в обстановке ускорения социально-экономического развития, является формирование нового человека, и всестороннее развитие личности.
Обращаем внимание на отношение ее к родной стране, предметам, которые составляют общественную и личную собственность, к производственному и любому другому коллективу, членом которого она состоит, к природе, людям, с которыми она вступает в контакт, к труду или другой общественно полезной деятельности, к себе самой.
проблема личности в социальной психологии
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ бодалев а а психология личности
Актуальность.Одной из главных задач, которые решаются советским государством в обстановке ускорения социально-экономического развития, является формирование нового человека, и всестороннее развитие личности.
Обращаем внимание на отношение ее к родной стране, предметам, которые составляют общественную и личную собственность, к производственному и любому другому коллективу, членом которого она состоит, к природе, людям, с которыми она вступает в контакт, к труду или другой общественно полезной деятельности, к себе самой.
Все общие и частные отношения, образующие личность, всегда несут на себе печать общества, к которому принадлежит человек. И хотя любая личность всегда индивидуально своеобразна, вместе с тем ее отношениям, как правило, одновременно бывают свойственны черты, имеющиеся у представителей тех социальных общностей, в которые эта личность входит, — у представителей одного с ней общественного класса, национальной, профессиональной, возрастной, половой и других групп.
Представляя подобным образом существо
личности, надо отчетливо видеть, что
для проявления этого существа вовне
одинаково большое значение имеют
все три стороны в ее отношениях
— познавательная, эмоциональная, поведенческая,
а также их взаимосвязь. Имеющиеся
у личности взгляды на мир, его
ценности, собственные обязанности
в нем всегда накладывают отпечаток
на то, какой эмоциональный отклик
она дает на происходящие вокруг нее
события и как себя при этом
ведет. Точно так же сформировавшиеся
у личности способы эмоционального
реагирования на события, общности людей,
состояние дел всегда воздействуют
как на особенности их познания и
на мнение, которое о них у личности
складывается, так и на характер
действий, которые личность по отношению
к ним осуществляет. Наконец, поступки
самой личности, вызывая большие
или меньшие изменения в
Вообще мысль о том, что деяние — начало бытия, всецело приложима к личности. Хотя сутью каждого конкретного человека как личности является совокупность общественных по своей природе и происхождению отношений, однако отношения, которые человек несет в себе, он обнаруживает через свои действия, дела, поступки. И чем выраженнее в структуре личности доминируют те или иные отношения, тем определеннее и чаще в ее поведении преобладают действия, отвечающие содержанию этих отношений.
При этом, прослеживая связи между отношением и поведением личности, надо помнить, что у разных людей отношения, сходные по своему содержанию, обычно выражаются в действиях и поступках, отмеченных индивидуальной манерой поведения, выработавшейся у личности в процессе ее развития.
В совокупности отношений, характеризующих личность, как правило, удается выделять отношения, которые выступают для нее стержневыми, подчиняющими себе все другие отношения.
Условием в целом социально продуктивного и для самой личности эффективного развития и сферы ее отношений, и сферы ее способностей является организация ее повседневного бытия, в котором личность неизменно в активной позиции включается в новые и для нее более сложные виды деятельности и в новые взаимоотношения с людьми, которые в разных ролях в этих деятельностях участвуют. Всестороннее развитие личности — всегда одновременное формирование широкого спектра ее отношений к действительности и воспитание до высокого уровня по разным направлениям ее способностей.
Возникновение личности и независимого образа «Я Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд. Битянова Марина Ростиславовна
Прежде всего, у человека должен был возникнуть глубокий интерес к изучению его отношений с другими людьми, анализу социальных связей вообще. Для того же, чтобы некий предмет стал объектом изучения, он должен мыслиться исследователем отдельно от него. То есть должно быть «Я» исследователя и — «ОНИ», «МЫ», независимые от этого «Я». И если «ОНИ» и «МЫ» мыслились и принимались человеком как некоторая реальность достаточно давно, то «Я» — это поздний продукт развития человеческой цивилизации.
Итак, сформулируем тезис:
«Я могу с уверенностью заявить, что любой нормальный человек не любит быть под контролем. Он предпочитает и чувствовать себя свободным, и быть свободным» [61, с. 27].цитата А. Маслоу?
При этом, хорошо понимая,
что ко многим современным
людям это утверждение
Индивидуальное «Я» и даже
само индивидуальное
В работе З. Фрейда «Тотем
и табу» приводится
С момента рождения до последнего вздоха средневековый человек, независимо от происхождения и звания, связан со своей общиной. Семья — община — сословие; личное человеческое бытие неотделимо от социальной среды. Даже физически человек практически не бывал один. Феодал всегда, не исключая самые интимные по современным меркам моменты, окружен плотной толпой слуг, вассалов, домочадцев. Личной жизни — в современном представлении — не было. Не было и семьи, похожей на сегодняшнюю. Наиболее выразительно отражает особенности средневековой психологии культ рыцарства. Здесь не надо путать современное романтическое представление о Доблестном Рыцаре и его Прекрасной Даме, сформированное Сервантесом и целыми поколениями последующих певцов бескорыстной любви с исторической реальностью. Начнем с того, что рыцарский культ благородства, распространяемый на людей своего сословия, прекрасно уживался в сознании этих людей со зверствами, осуществляемыми в отношении врагов и низших сословий. Что же касается «прекрасных» дам, то отношение к ним имело ритуальный и часто просто формально—обязательный характер. Феодал имел жену, любовниц и Прекрасную Даму как некоторый социальный талисман, символ. Да, в сражения шли с именем своей Прекрасной Дамы на устах. Но не будь ее, шли бы и просто так, потому что войны были первичны, а Дамы — вторичны.
Все меняется в эпоху
«Раннебуржуазный человек, — отмечает И. С. Кон, — впервые почувствовал себя не частью целого, а самостоятельным целым, живущим по своим законам сознания и воли» [46].
В искусстве это нашло
яркое воплощение в творчестве
В. Шекспира, удивительных портретах
и автопортретах живописцев
Конечно, в существенной
Человек как личность
Информация о работе Проблема личности в социальной психологии