Проблема личности в работах В.С. Мерлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:03, реферат

Описание работы

Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о
человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои
желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е.
через то, какой след он оставит в этой жизни. Организация психики, помогающая
человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с
какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в
психологии как личность.

Содержание

1. Общее понятие личности.
2. Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности.
3. Роль психологических конфликтов в развитии личности.
4. Личность как целостное единство психологических свойств.
5. Методологические проблемы исследования личности.
6. Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.13 Кб (Скачать)

Психофизиологические  предпосылки, которые создаются  при переходе к следующей

фазе дают основания  говорить о бессознательном механизме  предрасположенности

человека к тому или иному виду деятельности. Фундаментально закладывающиеся в

каждой фазе конфликта  предрасположения определяют не только характер

деятельности, но и образы восприятия и памяти, ход  рассуждений. В фазе

действия человек  распознает плюсы и минусы результатов  своей работы, в сфере

его внимания находятся  такие детали работы, которые раньше, когда

деятельность носила процессуальный характер его совершенно не интересовали. В

этой фазе при  выборе поступка он уже активно и  охотно рассуждает о социальном

значении и привлекательности деятельности, более взвешено обдумывает

достижения цели деятельности, всего этого не было в предыдущих фазах. О

присутствии основной установки говорит прерывный  характер смены фаз в

психологическом конфликте. Возникновением эти конфликты обязаны не

противоречию между  неосознанными подавленными влечениями и осознанными

социальными требованиями, а противостоянию, противоречию между различными

осознанными и  бессознательными мотивами внутри самого сознания. Эти

противоречия внутри самого сознания привели к дезинтеграции  деятельности и в

итоге дезинтеграции произошли неподотчетные бессознательные установки. В

течении самой же деятельности старые установки могут исчезать и на их месте

возникать новые. От того поступка, который совершит человек во время

конфликта во многом зависит дальнейшее развитие его  личности. Большое

значение оказывает  на протекание конфликта и направленность личности,

образованная всей предшествующей историей развития. Направленность личности

определяет психологическое  содержание возникшего конфликта при  одной и той же

объективной ситуации. От нее же зависит и весь ход  протекания конфликта и сам

исход. Хотя роль совершенно случайных сочетаний условий, которые  могут

полностью изменить ожидаемый исход событий, не зависит  от направленности

личности. Эти неожиданные, случайные переменные факторы могут  быть и

субъективные, и  объективные. «В каждом психологическом  конфликте,

переживаемом человеком  на протяжении всей его жизни, он вновь  и вновь создает

свою личность своими поступками»(Мерлин,1998).

Все психические  свойства играют кто более главную, кто менее роль в

обеспечении функционирования субъекта. Огромное значение возможности активной

деятельности индивидуума  играют особенности его психических  процессов:

остроты зрения и  слуха, качества хранения информации в  памяти, умение

концентрировать внимание и т.п. все эти признаки не только обслуживают

систему свойств  личности, но все вместе являются и  характеристикой сознания в

целом. Личность – не набор, не совокупность отдельных психических свойств с

характерными для  каждого свойства признаками, а целостное  их единство. Все

свойства личности формируют единую систему, отличительной  чертой которой

является закономерность связей между свойствами. Эта система  личности

обладает следующими признаками: «1. В нее входит большое  количество

психических свойств  и определена она большим количеством  многообразных

условий; 2. Личность характеризует человека как субъекта, активно

преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств

является саморегулирующейся; 3. Человек не рождается личностью, а становится

ею. Личность –  система саморазвивающаяся» (Мерлин,1988).

Зависимость какого-либо психического свойства от конкретного  условия может

быть не непосредственная, а опосредованная. Влияние на свойства личности

оказывают и другие ее подсистемы, хотя влияние это  многозначное. Успешное

функционирование  этой саморегулирующейся системы зависит  от качества обратной

связи между системой и средой. В свою очередь и общество рассматривается как

еще более общая  система, в которой каждый отдельный  индивид и социальная

группа являются ее подсистемами. Психологическое содержание является

необходимым условием для формирования психических закономерностей  структуры и

развития личности и субъективном и объективном  плане общественных отношений.

Лишь развивающаяся  постоянно личность может быть предметом  психологического

исследования. Психические  свойства предстают как последние  кирпичики в

фундаменте строения системы личности. Одной из основных характеристик этих

свойств является то, что они всегда выражают отношение  человека к

определенной стороне  действительности. Психологически каждое отношение можно

разделить на две  различные стороны. Одна сторона  является результатом

воздействия объекта  на субъект и выражает собой реакции  человека на

определенные стороны  действительности такие как мысли, образы, эмоции,

психические состояния, которые появляются в сознании при определенном

специфическом отношении. Другая сторона предстает результатом воздействия

субъекта на объект и выработки такого отношения, которое  характеризуется

сознательным направлением действий, активным побуждением, избирательностью в

отражении окружающей среды. Каждый психический процесс предопределен

свойствами личности и ее отношениями. Это предопределение  выражается в

активном избирательном  характере каждого процесса, который отражает внешний

мир и не является отношением. Отсюда следует, что отношения  личности не

появляются из психических процессов, а напротив сами обуславливают

направленность  психических процессов. И лишь одно отношение представлено

психическим процессом  – это потребность в функционировании, т.е. активным

отношением к  процессу. Возможность что-либо ощущать, воспринимать или мыслить

является основным направлением активного отношения  человека к процессу. Но

между тем отношение  личности направлено  всегда на объект. Важным признаком

свойств личности и является направленность на объекты  окружающей

действительности  и именно от этого строится определенное отношение. «

Отношение личности – это обобщенное отношение к  широкому кругу предметов и

определенной стороне  действительности, направленное на удовлетворение не

одного какого-либо мотива, а целой системы мотивов» (Мерлин,1990). Отношения

личности предполагают не простую совокупность мотивов, а  определенную их

структуру, организацию. По тому какой мотив выдвинулся на передний план можно

судить о личности человека в целом. Отличить психические  свойства личности от

остальных психических  свойств можно по их главным признакам: устойчивость и

постоянство. «Поэтому, чем более выражены обобщенные и  сознательные мотивы,

чем большую роль они играют во всей системе мотивов, тем ярче выражена

личность человека» (Мерлин,1990).

Именно отношение  к деятельности определяет психологические  свойства личности.

У отношения личности всегда есть цель и направление. Это  целенаправленное

отношение характеризуется  задачами, целями и тенденциями деятельности. Связь

между целью и  результатом носит индивидуальный, единичный, неповторимый

характер, поэтому  познание психологии  личности требует  не обобщающего, а

индивидуализированного  мышления. Найти причинную зависимость  отношений

личности от социальных отношений и взаимоотношений  является одной из основных

задач психологии. Цель действия совпадает с причиной, которая лежит внутри

самого действующего субъекта. Единство внутренних и внешних  причин

основополагают любое материальное явление. Цели, являющиеся внутренними

причинами действий, сами по себе не могут детерминировать  поведение человека.

Причина и следствие  могут иметь взаимооднозначные функциональные связи, т.е.

от одних и  тех же причин зависит одно и только одно следствие и наоборот. Так

как личность одновременно есть индивидуальность возникает другая

методологическая  проблема исследования личности. Задача теории психологии

личности состоит  не в простом описании какой-либо конкретной, единичной

индивидуальности, а в разъяснении общих закономерностей  происхождения,

развития и структуры  каждой индивидуальности. С позиций  материальной

действительности  при воспитательном или психотерапевтическом воздействии на

личность индивидуальность рассматривается как основной фактор, с помощью

которого можно  судить об эффективности этого воздействия. Затем возможно

обобщение практического  опыта. И соотнося между собой  однородные похожие

опыты практического  воздействия на личность и выискивая общие моменты, мы

определяем какую роль для образования индивидуального фактора в общих

закономерностях развития или структуры личности они сыграли. Психические

свойства личности формируются и обусловлены всей историей развития личности.

Наличная ситуация лишь играет роль пускового механизма, вызывающего тот или

иной вид проявления личности, она же определяет и само содержание

психического процесса. У каждого человека своя история  личности и

обусловленных ею свойств. Общим является лишь социальный строй, социальное

положение, общественные цели и задачи воспитания и т.п., определяя  социальный

тип личности. Перед  исследователями психологии личности встает проблема

распознания истинной сущности человека, а не маски, которую  он часто одевает,

узнать каким  он хочет себя видеть. Основным признаком  свойств личности

является степень  их устойчивости под воздействием неблагоприятных  условий

действительности, т.е. длительность их сопротивления. Психические  свойства

личности напрямую зависят от свойств нервной системы. В зависимости от

свойств нервной  системы происходит влияние на свойства личности, вызывая

различные проявления. Эвристическое значение для психологии личности имеют

физиологические исследования.

Предметом психологического исследования личности является система  обобщенных

отношений личности в окружающей действительности и  тех способов действия с

помощью которых осуществляются эти отношения. Система свойств личности

входит в свою очередь в подсистему большой  системы общественных

взаимоотношений. Подсистема свойств личности стоит  в многозначной зависимости

Информация о работе Проблема личности в работах В.С. Мерлина