Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:08, контрольная работа
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.
1. Общее понятие о личности.
2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
3. Проблема личности в психологии.
Формально-динамическое направление представлено, в основном, работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и так далее.
По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности, а иррациональные для низших (темперамента).
Человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.
Внутренний мир человека, в частности, темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и так далее, свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления – дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия.
Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Некоторые исследователи, в частности, англичанин Г. Айзенк, отождествляют темперамент с личностью. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.
Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента.
Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.
Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.
Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.
Флегматик – эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.
Однако есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, отечественный психолог В.С. Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамической уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом, из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.
Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека.
По В.Д. Небылицину, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанные подструктуры: активность и эмоциональность. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность – мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность – характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.
В рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее понятие как характер. Данное понятие часто отождествляют с общим понятием личности, особенно в клинической практике, или с понятием характера, принятым в деятельностном подходе, сводящем его к морально волевой сфере человека.
Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.
Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Литература:
1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.
2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
4. Немов Р.С. Психология. В 3 т. , т 1., М., 1995.
5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск, 1998.
6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.