Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения - «скачка» развития [1]. Критичность развития высших психических функций приуроченного к определённому периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода [9].

Содержание

Введение.
2. Кризис 3-х лет.
1.Новообразования периода раннего детства.
2.Умственное развитие в раннем возрасте.
3.Страхи раннего возраста
4.Базовая потребность в раннем детстве.
3. Кризис 7-и лет.
3.1 Общая характеристика дошкольного возраста.

3.2. Новообразования дошкольного периода.

3.3. Базовая потребность дошкольного периода.

3.4. Признаки кризисного периода.

4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

ЧУО.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

               3.4.Признаки кризисного периода семи лет.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризиса семи лет:

1) потеря  непосредственности. Между желанием  и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом  "горькой конфеты": ребенку  плохо, но он старается этого  не показать. Возникают трудности  воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым;

4) переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

5) к кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи, проигрывают. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет [4]. 
 
 
 

                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Кризис  трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Следует предоставить ребёнку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности - в игре. Игра с её особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребёнка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность».Главный вопрос, на который ребенок отвечает себе в критический период – вопрос «кто я?». Второй вопрос любого кризиса «Что могу?». Способности, умения и возможности детей возрастают непрерывно. Кризис 3-летнего возраста, называют фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет   строптивость,   упрямство,   негативизм,   капризность,   своеволие.   Внутренние   и   внешние конфликты часто сопровождают весь период развития. Кризис 3 лет — переход от раннего детства к дошкольному возрасту.

Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Общение со взрослыми играет важную роль в жизни ребёнка. От того, как взрослые организуют этот процесс, во многом зависит познавательное и личностное развитие ребёнка. Родителям важно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и быть готовыми самим к такому сотрудничеству. В период кризиса семи лет, ребёнок вдруг становиться неузнаваемым: из послушного, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становиться вызывающим. У него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает,  и родителям и окружающим кажется неискренней. Отсюда возникает непонимание и, в результате конфликт, который разрушает отношения. Дети учатся удовлетворять свои  физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.  Стремятся найти такие формы поведения, которые помогут им ввести свои желания и интересы в приемлемые для них рамки. И если я, как родитель или педагог, поощряю  самастоятельность ребёнка – это способствует развитию интеллекта и инициативы. Если же проявлением независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности. Кризис возникает незаметно — трудно определить момент его наступления и окончания.  Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее, характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Негативным содержанием исчерпывается весь смысл развития в критические периоды. Это убеждение закреплено в названиях критических возрастов; иной такой возраст называют негативной фазой, иной - фазой строптивости. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения. Задача родителей  сформировать в ребёнке уверенность в своих силах, а не способности. Из-за незнания данной информации, мы, как родители стараемся сформировать в своих детях способности к тому, что не смогли реализовать сами, тем самым не помогаем ребёнку утвердиться в своих силах и уверенности. Общение со взрослыми играет важную роль в жизни ребёнка. От того, как взрослые организуют этот процесс, во многом зависит познавательное и личностное развитие ребёнка. Родителям важно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и быть готовыми самим к такому сотрудничеству. 

                                  Список литературы. 

  1. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в  антогенезе.- В кн.: психология личности в социальном обществе. Активность и развитие личности.- М.: Наука. 1989.-183с.- С.37-67.
  2. В. С. Мухина. Возрастная психология-феноменология развития, детство, отрочество. - Учебник для студ. Вузов. 4-е изд., стереотип. -М., Академия, 1999.- 456с.
  3. Г. А. Кураев, В. Н. Пожарская. «Возрастная психология». Курс лекции. Ростов – на – Дону. 2002.-131с.
  4. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, №2
  5. Л. Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., Тривола.1995.- 47с.
  6. Н. Ю. Клышевич. Методическое пособие для студентов заочной формы обучения. ЭНВИЛА. Минск. 2009.-27с.
  7. Н.Н. Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – Москва, 1996г.-32с.
  8. Р. П. Ефимкина. Детская психология: методические указания. Новосибирск: научно-учебный центр психологии НГУ. 1995.- 29с.

                            Список литературы.

  1. Я. Н. Коломинский. Человек: психология.- М.: Просвещение. 1986. – 223с.

Информация о работе Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов