Проблема эмоциональных состояний в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:04, реферат

Описание работы

Рассмотрение различных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя (в порядке возрастания биологической и социальной значимости) эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей.

Содержание

1. Вступление…………………………………………………………...3
2. Эмоциональное реагирование и его характеристики.........……......4
3. Эмоциогенные ситуации…………………………………………….9
4. Эмоциональный тон ощущений…………………………………….10
5. Эмоция, как реакция на ситуацию или событие…………………...16
6. Свойства эмоций……………………………………………………..19
7. Роль и функции эмоций……………………………………………...22
8. Характеристика эмоций……………………………………………...24
а) эмоции интереса………………………………………………24
б) эмоции радости………………………………………………..26
в) эмоции печали………………………………………………....27
г) эмоции гнева…………………………………………………...28
д) эмоции стыда…………………………………………………..29
9. Патология и эмоции…………………………………………………..30
а) причины эмоциональных расстройств……………………….30
б) эмоционально обусловленные, патологические изменения..33
10. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций………..34
а) эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина…………………...35
б) "Ассоциативная" теория В. Вундта…………………………..35
в) Теория У. Кеннона - П. Барда………………………………..35
г) Психоаналитическая теория эмоций…………………………36
11. Заключение…………………………………………………………….37
12. Список литературы……………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Проблема эмоциональных состояний в психологии.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

 
Многофакторная модель эмоциональных  расстройств

|Уровень |Объекты  исследования | 
|исследования | | 
| |Эмоциональные расстройства | 
| |депрессивные|тревожные |соматоморфны| 
| | | |е | 
|Макросоциальный |Социальные ценности и стереотипы, | 
| |способствующие росту отрицательных | 
| |эмоций и затрудняющие их переработку | 
| |Культ успеха|Культ силы|Культ рацио | 
| |и |и |и | 
| |достижения |конкурентн|сдержанность| 
| | |ость | | 
|Семейный |Особенности семейной системы, | 
| |способствующие индуцированию, | 
| |фиксации и трудностям переработки | 
| |отрицательных эмоций | 
| |Закрытые семейные системы с | 
| |симбиотическими связями | 
| |Высокие |Недоверие |Игнорировани| 
| |родительские|к другим |е | 
| |требования и|людям (вне|'эмоций | 
| | |семьи), |семейных | 
| |ожидания, |изоляция, |отношений, | 
| |высокий |сверхконтр|запрет на их| 
| |уровень |оль |проявление | 
| |критики | | | 
|Межличностный |Трудности в построении близких | 
| |отношений с людьми и получении | 
| |эмоциональной поддержки | 
| |Высокие |Негативные|Трудности | 
| |требования и|ожидания |самовыражени| 
| |ожидания от |от других |я и | 
| |других людей|людей |понимания | 
| | | |других | 
|Личностный |Личностные установки, способствующие | 
| |негативному восприятию жизни, себя, | 
| |других и затрудняющие самопонимание | 
| |Перфекциониз|Скрытая |«Жизнь во | 
| |м |враждебнос|сне» | 
| | |ть |(алекситимия| 
| | | |) | 
|Когнитивный |Когнитивные процессы, стимулирующие | 
| |отрицательные эмоции и затрудняющие | 
| |самопонимание | 
| |Депрессивная|Тревожная |«Чувствовать| 
| | |триада |опасность» | 
| |триада | | | 
| |Абсолютизаци|Преувеличе|Отрицание | 
| |я |ние | | 
| |Негативное |Операторное | 
| |селектирование, |мышление | 
| |поляризация, | | 
| |сверхобобщеиие | | 
| |и т. д. | | 
|Поведенческий и |Тяжелые эмоциональные состояния, | 
|симптоматический |неприятные физические ощущения и | 
| |боли, социальная дезадаптация | 
| |Пассивность|Поведение |Эмоции | 
| |, тоска и |избегания,|суммируются, | 
| |недовольств|ощущение |переживаются | 
| |о собой, |беспомощно|на | 
| |чувство |сти, |физиологическо| 
| |разочарован|тревога, |м уровне без | 
| |ности в |страх |психологически| 
| |других |критическо|х жалоб | 
| | |го | | 
| | |отношения | | 
| | |к себе | |

Еще К. Хорни (1936), создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая  способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружают). 
Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способствует и культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и психика работает по принципу «парового котла без клапана». 
А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян с помощью разработанного ими опросника выясняли наличие установок на запрет четырех базовых эмоций у здоровых и больных мужчин и женщин. Полученные данные приведены в таблице. 
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что больные отличаются по уровню запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные эмоции выражен больше.

Установки на запрет эмоций в норме и патологии, %

|Эмоция |Группа | 
| |здоровые |больные | 
| |женщины |мужчины |женщины |мужчины | 
|Печаль |54 |62 |67 |87,5 | 
|Гнев |74 |57 |88 |75 | 
|Страх |40 |60 |82 |71 | 
|Радость |44 |48 |71 |37,5 |

В то же время видны  культуралъные различия при сравнении  данных мужчин и женщин. У мужчин выше запрет на страх (образ мужественного человека), а у женщин — на гнев (образ мягкой женщины). 
Как отмечают Холмогорова и Гаранян, «культ рационального отношения к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена — непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучшем случае эмоции сбрасываются как в помойную яму на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет на эмоции ведет к вытеснению их из сознания, а расплата за это — невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации» (1999, с. 64).

б) эмоционально обусловленные  патологические изменения психического и физического здоровья 
Эмоциональные переживания могут приводить к различным нарушениям психики, которые в различных культурах имеют свои особенности и названия. Описание этих состояний приведено в книге Ц. П. Короленко и Г. В. Фроловой (1979). 
В мексико-американской культуре это состояния «сусто» и «биллис». 
Состояние «сусто» является следствием пережитого страха, причем источник последнего может быть как естественным (катастрофа, несчастный случай, внезапное нападение зверя и т. п.), так и «сверхъестественным», мистическим 
— боязнь духов, призраков, колдовства. Поводом для возникновения этого состояния может быть и переживание человека о том, что он не смог поступить так, «как надо», не справился со своей социальной ролью. 
В результате человеком овладевает беспокойство, он теряет аппетит, интерес к близким и вообще к жизни. Возникает физическая слабость, безразличие к своему внешнему виду, к приличиям и условностям, которые он до сих пор чтил. Человек жалуется на недомогание, грустит, замыкается в себе. Это похоже на депрессию людей из цивилизованного мира. 
Это состояние особенно интенсивно проявляется у детей, вероятно, в связи с их большей внушаемостью. 
Состояние «биллис» вызывается, как предполагают, переживанием злости, в результате чего происходит усиленное выделение желчи. Это состояние более тяжелое, чем «сусто», так как сопровождается еще и расстройством пищеварения и рвотой. 
На Филиппинах и в различных областях Африки развивается состояние, получившее название «амок». Оно похоже на состояние больных кататонической шизофренией, но отличается от него наличием амнезии (больные не помнят ничего из периода болезни) и отсутствием бредовых идей, галлюцинаций. В состоянии «амока» больные могут нанести себе тяжелые телесные повреждения или покончить с собой. 
Считается, что это состояние является следствием накопившихся от долгого сдерживания отрицательных эмоций гнева, протеста, которые скрывались под внешне выражаемой апатией. Интересен факт, что «амок» развивался у американских солдат, когда они оказались на Филиппинах. 
У эскимосов на побережье бухты Хадсона и озера Онтарио развиваются два других психоэмоциональных расстройства; «витико» и «виндиго». «Витико» — это сверхъестественная фигура из поверья эскимосских племен, гигантский скелет человека изо льда, который пожирает людей. Психоз типа «витико» начинается со страха перед возможностью быть околдованным и превратиться в пожирателя собственных детей и родных. От этого страха человек теряет сон, у него появляется тошнота, рвота, кишечные расстройства. Настроение становится мрачным. Облегчение наступает после традиционного шаманского 
«лечения». 
От внезапного испуга может развиться состояние, подобное истерии, — 
«лита». Человек становится пугливым, тревожным, стремится к уединению. 
Вначале он начинает повторять свои собственные слова и фразы других людей, наиболее авторитетных для него. В дальнейшем больной начинает имитировать жесты и действия других, даже если это опасно для его жизни. В других случаях он воспроизводит жесты и действия, противоположные наблюдаемым у других. 
Для таких больных характерны озлобленность, цинизм, нецензурная брань. 
Чаще всего это болезненное состояние психики характерно для женщин среднего и пожилого возраста, но может иметь место и у мужчин. 
Роль «отрицательных» эмоций в возникновении различных заболеваний. 
Отрицательное влияние на здоровье человека сильных и устойчивых 
«отрицательных» эмоций общеизвестно. Еще Конфуций утверждал, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньше, чем продолжать помнить об этом, а немецкий философ В. Гумбольдт утверждал, что хранить в памяти негативные представления равносильно медленному самоубийству. 
Как писал академик К. М. Быков, печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы. В 80 % случаев по данным медиков инфаркт миокарда возникает либо после острой психической травмы, либо после длительного психического (эмоционального) напряжения. 
Сильные и длительные «отрицательные» эмоции (в том числе и долго сдержива-

емая злость) приводят к патологическим изменениям в организме: язвенной болез-

ни, дискинезии желчных  путей, заболеваниям выделительных  систем, гипертонии,

сердечному приступу, инсульту, развитию различного рода новообразований.

М. Селигман (Seligman, 1974), изучая смертные случаи у людей при  воздействии на

них шаманов, установил, что человек может умереть  от страха в результате останов-

ки сердца. 
Принято считать, что сдерживание гнева приводит к повышению артериального давления и в итоге, если это повторяется постоянно, к гипертонической болезни. Это, казалось бы, аксиоматичное утверждение у ряда ученых вызывает сомнение. Например, Хэрбург, Блейклок и Роупер (1979, цит. по: Мак-Кей и др., 1997) опрашивали людей, как бы они вели себя с сердитым и деспотичным начальником. Одни отвечали, что постарались бы смириться с такой ситуацией 
(злость без разрядки), другие ответили, что они решительно бы протестовали и пожаловались бы в высшие инстанции (злость с разрядкой), а третьи заявили, что попытались бы найти общий язык с начальником, как только он остынет (контроль над складывающейся ситуацией). 
Оказалось, что самое высокое артериальное давление было у тех, кто готов разряжать свою злость, а самое низкое — у тех, кто стал бы договариваться с начальством. Из этих данных следует, что человек с повышенным артериальным давлением чаще демонстрирует агрессивное поведение (и это логично, потому что и злость, и повышенное артериальное давление обусловлены, очевидно, повышенным содержанием адреналина в крови). 
Думается, что эти факты не отменяют роль постоянного нервно- эмоционального напряжения в возникновении гипертонии. Ошибка авторов в оценке полученных данных состоит в том, что они слишком прямолинейно рассматривают связь способа выражения гнева (злости) с артериальным давлением. Полученные ими данные свидетельствуют лишь о конституциональной предрасположенности человека к агрессивному поведению вследствие превалирования адреналина над норадреналином, а повышенное артериальное давление является лишь вторичным признаком этого превалирования и не влияет на способ выражения злости. Но с другой стороны, эти данные нельзя рассматривать и как доказательство того, что агрессивное поведение является причиной высокого артериального давления. 
Б. И. Додонов считает сильно преувеличенным мнение, что «отрицательные» эмоции всегда приводят к патологическим изменениям в организме. Он полагает, что все зависит от складывающейся ситуации. Однако скорее играет роль не столько ситуация, сколько психологические особенности человека, его реакция на те или иные обстоятельства. Так, среди людей не возникло массового психоза по поводу предсказания «прорицателей» о том, что с наступлением 2000 года наступит конец света, однако некоторые англичане- невротики после встречи Нового года впали в депрессию от того, что «так боялись, а ничего не случилось».

По поводу влияния  «положительных» эмоций П. В. Симоновым  высказывается мнение об их безвредности. «Науке не известны психические заболевания, неврозы, гипертония, болезни сердца, возникшие от избытка радости, —  пишет он. — Уникальные случаи вредного влияния радостного потрясения на уже больной организм не могут служить опровержением этой закономерности» (1970, с. 72).

 
10. Теории, объясняющие механизмы  возникновения эмоций.

В. К. Вилюнас справедливо  отмечает, что «многое из того, что  в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к ...идеально исчерпывающей теории» (1984, с. 6). Каждая из них выпячивает какой-то один аспект проблемы, тем самым, рассматривая лишь частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. Да и может ли быть в принципе единая теория для хотя и связанных друг с другом, но все же таких различных эмоциональных явлений, как эмоциональный тон ощущений, эмоции и чувства. 
С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.-Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. По 
Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция — это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. 
Представители другой позиции — сенсуалисты, — наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (Dufour, 1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием страстей» (с. 388).

Эти две позиции  позднее получили развитие в когнитивных  теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса — Г. Ланге.

а) Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина 
Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», 
Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки 
(рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объянял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. 
Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. 
Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания других теорий эмоций, в частности «периферической» теории У. Джемса — Г. Ланге.

б) «Ассоциативная»  теория В. Вундта 
Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. 
«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вунд-

ту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными  ощущениями, как от

ражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные  чувства (эмо-

ции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция,

то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее  ей, близкое по содержа-

нию низшее чувство  или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения,

которые соответствуют  эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика

презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем  движением, когда чело-

век выплевывает  что-то неприятное, попавшее ему в  рот.

в) Теория У. Кеннона  — П. Барда 
Еще проведенные физиологами в конце XIX века эксперименты с разрушением структур, проводящих в мозг соматосенсорную и висцеросенсорную информацию, дали повод Ч. Шеррингтону (Sherrington, 1900) заключить, что вегетативные проявления эмоций вторичны по отношению к ее мозговому компоненту, выражающемуся психическим состоянием. Теорию Джемса—Ланге резко критиковал и физиолог У. Кен-нон (Cannon, 1927), и для этого у него тоже были основания. Так, при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений (при рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга) субъективное переживание все равно сохранялось. 
Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения. 
Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. 
Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. С точки зрения Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и в частности 
— таламуса. 
Таким образом, по Кеннону, схема этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов выглядит так:

Информация о работе Проблема эмоциональных состояний в психологии