Проблема деятельности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – найти ответ на вопрос: что такое деятельность и как она осваивается человеком в процессе жизни? Для ее достижения следует выполнить следующие задачи:
Дать определение деятельности;
Рассмотреть основные виды деятельности;
Рассмотреть взаимосвязь понятий творчество и деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………….............3
Общая характеристика категории деятельность…………4
Основные теории деятельности……………………………8
Творчество и деятельность………………………………..11
Заключение………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 33.91 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение…………………………………………….............3
  2. Общая характеристика категории деятельность…………4
  3. Основные теории деятельности……………………………8
  4. Творчество и деятельность………………………………..11
  5. Заключение………………………………………………….13
  6. Список литературы…………………………………………14

 

Введение

Ежедневно человек совершает  множество различный действий. Некоторые  из них он выполняет осознанно  и не редко бывает так, что между  осознанием необходимости действия и его выполнением проходит какое-то время, другие заложены на подсознательном  уровне и выполняются без предварительных  размышлений, автоматически. В любом  случае деятельность человека составляет основу его жизни.

Цель данного реферата – найти ответ на вопрос: что  такое деятельность и как она  осваивается человеком в процессе жизни? Для ее достижения следует  выполнить следующие задачи:

Дать определение деятельности;

Рассмотреть основные виды деятельности;

Рассмотреть взаимосвязь  понятий творчество и деятельность;

Подвести итог работе.

 

 

Психологический анализ категории деятельности

 

    Без деятельности  невозможна человеческая жизнь.  В процессе деятельности человек  познает окружающий мир, создает  духовные продукты, изменяет окружающую  действительность. Деятельность человека  формирует и изменяет его самого. Одним словом, деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно.

     Во-первых, деятельность  человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.

    Во-вторых, деятельность  человека связана с изготовлением,  употреблением и хранением орудий  труда.

    В-третьих, деятельность  человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми. Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

    Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Различают действия практические и умственные. Практические действия имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознание конкретной задачи); этап планирования работы , выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

    Виды деятельности. 

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к  трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности. Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации. Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.

Многомерность категории "деятельность"

     В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: "деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.

В науке понятие "деятельность" определено недостаточно четко. Хотя в последнее время  оно привлекает все более пристальное  внимание психологов оно пока не получило единого и точного истолкования. Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории "деятельность" с такими близкими понятиями, как "активность", "жизнедеятельность", "поведение", "практика". Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие "деятельность" употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать. Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

- деятельность как  совокупность результатов и последствий  - продуктов, достижений, произведений  и т.п. В этом понимании деятельность  предстает как производство;

- деятельность как  процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач,  как средство их решения. В  этом смысле деятельность предстает  как труд в истинном смысле  этого слова;

- деятельность как  процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это самодеятельность;

- деятельность как  таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям  своей жизни, как деяние. Здесь  деятельность - это практика.

     Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого  предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и  С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось  А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое "вообще". Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А .Н .Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс  перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином "интериоризации.

Теория  деятельности.

Теория деятеьности — создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее — представления о строении деятельности ( деятельность: строение), хотя они не исчерпывают теорию полностью. Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций — признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа — действии. Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:

1) сознание  не может рассматриваться как  замкнутое в самом себе, оно  должно быть выведено в деятельность  субъекта («размыкание» круга сознания);

2) поведение  нельзя рассматривать в отрыве  от сознания: при рассмотрении  поведения сознание должно быть  не только сохранено, но и  определено в своей фундаментальной  функции (принцип единства сознания  и доведения); 3) деятельность —  активный, целенаправленный процесс  (принцип активности);

4) действия  предметны, они реализуют социальные  цели (принцип предметности деятельности  и принцип социальной обусловленности  деятельности).

Разработка  теории деятельности началась с анализа  деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении  этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса. ;

1. Деятельность  внутренняя имеет принципиально  то же строение, что и внешняя,  и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность  внутренняя тоже побуждается  мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет  свой операциональный состав. Разница — лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность  внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат.

Вместе с  тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее. Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания — правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг — в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции — восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами. Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей — вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии — они осмысляются как особые формы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество и  деятельность. 
    Наиболее простое и ясное понимание соотношения понятий творчество и деятельность содержится в трудах Я.А. Пономарева. Он считал основным признаком деятельности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, в то время как для творческого акта более характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и т.п.) и результат рассогласованы. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества. Таким образом, по Я.А. Пономареву, суть креативности сводится к интеллектуальной активности и синзитивности к побочным продуктам своей деятельности. Эта мысль созвучна утверждениям ряда зарубежных психологов, поставивших во главу угла при изучении творчества проблему латерального мышления (Э. де Боно, Г. Клюге и др.). Именно побочные продукты деятельности, по справедливому утверждению Я.А. Пономарева, представляют наибольшую ценность для творческого человека, так как содержат некую новизну. Напротив, для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна. 
      Подобный подход к рассмотрению соотношения понятий «деятельность» и «творчество» ставит под сомнение весьма распространенное в отечественной психологии ХХ века понятие «творческая деятельность». Творчество, как мы уже отметили — не деятельность. С этой точки зрения практически бессмысленны и популярные суждения о наличии или отсутствии «творческих/нетворческих видов деятельности», «творческих/нетворческих профессий». Творчество и деятельность существуют параллельно, и ни у одного вида деятельности нет монопольного права на творчество. Даже занятия наукой или искусством, с которыми, на уровне обыденного сознания, чаще всего ассоциируется творчество, не могут именоваться ни творческими, ни нетворческими. Творчество может сопутствовать любой деятельности и отсутствовать там, где его непременно ожидают увидеть. 
    Своеобразно эта идея отразилась в педагогической теории и образовательной практике. Многие педагоги-практики (в особенности это характерно для педагогов дошкольного звена) убеждены, что есть творческие и нетворческие виды деятельности детей. Так, например, рисование, пение, музицирование и другие виды детских художественных занятий ими обычно квалифицируются как творческие. Потому и предполагается, что, занимаясь этим с ребенком, мы обязательно развиваем его творческие способности. При этом, как правило, не принимается во внимание, что эта деятельность часто оказывается предельно алгоритмизированной и лишенной всякого творческого начала. 
     Не следует думать, что любое нанесение линий или красочных пятен на бумагу, картон или холст, любое воспроизведение звуков собственным голосом или извлечение их из музыкальных инструментов следует квалифицировать как творчество. Можно творчески мыть полы или забивать гвозди и совсем не творчески петь, музицировать или писать картины.

Информация о работе Проблема деятельности в психологии