Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:12, доклад
Детство—период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.
МОУ
Кулешовская основная общеобразовательная
школа
Доклад
на тему: «Проблема
детского суицида»
Учителя изобразительного искусства
2010 год.
Детство—период, когда закладываются
фундаментальные качества
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.
При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.
Но главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Недоброкачественная продукция нередко приводит к отравлениям и даже смертям.
В международном
праве предусматривается
В России за 6 месяцев (январь-июнь)
2007 г. произошло 10 тыс. 346 дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) с участием детей в
возрасте до 16 лет, что выше уровня аналогичного
периода 2006 г. на 0,6%. Как сообщили в пресс-службе
Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних
дел РФ, в результате ДТП погибли 424 ребенка,
что на 10,4% меньше, чем за аналогичный период
прошлого года; ранены – 10 тыс. 674 ребенка,
что на 1,6% больше, чем за первое полугодие
2006 г.
Наибольшее число ДТП с участием детей
отмечено в Центральном федеральном округе
– 2 тыс. 791. В них погибли 89 и получили травмы
2 тыс. 865 детей. В Приволжском ФО за 6 месяцев
2007 г. произошло 2 тыс. 72 таких ДТП, в результате
которых погибли 102 ребенка, еще 2 тыс. 129
получили травмы различной степени тяжести.
Детский суицид
В гостях у Алексея Дорохова Наталья Синягина, доктор психологических наук, профессор, автор книги "Детский суицид", Владимир Файзенберг, психотерапевт
Д.О. – Погода сегодня способствует депрессии, и говорить мы будем о тяжелой проблеме: Россия выходит в мировые лидеры по числу самоубийств среди детей и подростков. Это данные Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Только в 2007 году суицид совершили почти три тысячи россиян в возрасте от 5 до 19 лет. За 30 лет эта цифра выросла в 30 раз, причем в 70% случаев речь идет о ребятах из вполне благополучных семей. Откуда же столь пугающая статистика? Что делает наше государство и, конкретно наш город, наша Москва, чтобы эту статистику изменить? Что могут сделать сами родители, чтобы предотвратить столь страшную трагедию? Первый вопрос у меня к Наталье Юрьевне, как к автору книги "Детский суицид": чем можно объяснить такие пугающие данные статистики? По имеющимся у меня данным Минобрнауки, за последние годы число несовершеннолетних самоубийц увеличилось на 8-10%. Как твердят все наши телеканалы, жизнь наша улучшается, почему же такие пугающие цифры и почему они растут?
Н.С. – Следует исходить из того, что самоубийство – это реакция человека на проблему. Если проблема кажется неразрешимой, то один вариантов выхода из ситуации – именно уход из жизни. Здесь проблема в том, что не каждый человек верно ориентируется в этом сложном мире. Приходит понимание того, что мы не социализировали такого человека еще в детстве. И условия жизни, и сама жизнь в последнее время становятся лучше, и подготовка профессионалов, которые будут работать с развивающейся личностью, улучшается, но сама личность идет из прежних времен, из того провала, который был в социальной политике несколько лет назад. Можно сказать, что самоубийство – это реакция ребенка, который не подготовлен к современной жизни.
Д.О. – Фактически, можно сказать, что эти цифры – следствие того, что в 90-е годы детей плохо воспитывали? Сейчас они уже подростки, но когда они родились, им не было оказано должного внимания?
Н.С. – Да, дети остались без внимания взрослых, особенно со стороны родителей, хотя сейчас модно во всем обвинять школу. В школе тоже есть проблемы, но защита собственного ребенка – это, в первую очередь, проблема родителей.
Д.О. – Вопрос к вам, Владимир Павлович. Другая точка зрения в этом вопросе такова, что рост этих страшных цифр связан с доступностью для подростков алкоголя.
В.Ф. – Безусловно, это имеет место быть. Но я хотел бы отметить, что это – незрелая реакция человека, в том числе и ребенка, конечно, на трудности. Корень проблемы увеличения количества суицидальных попыток – в социально-экономических изменениях, происходящих в обществе. Мы сейчас пожинаем плоды 90-х годов, когда не только родителям было некогда заниматься детьми, но и события, которые назревали в обществе, были подчас весьма неожиданными. У нас совершенно неожиданно все рухнуло, и все проблемы свободного капиталистического мира обрушились на головы абсолютно не подготовленных к такому повороту событий людей. Молодые люди ни психически, ни физиологически не были к этому готовы. Я являюсь ярым противником алкоголя, особенно для подростков, и хочу отметить, что постоянная реклама пива и других слабоалкогольных напитков не учитывает того, что именно эти напитки (а не водка) приводят к быстрой деградации личности.
Н.С. – Хочу добавить, что не все подростки кончают с жизнью в состоянии алкогольного опьянения, это примерно 10-20% по статистическим данным. В остальных же случаях – это крик о помощи. Это демонстративное поведение, которое свидетельствует о том, что подростку все-таки чего-то не хватает: внимания, например. У него может быть какая-то физическая или психическая боль.
Д.О. –
Насколько я в курсе, в результате
социологических опросов
Н.С. – Подростковый возраст вообще характеризуется как "возраст проб", и попытка суицида – одна из таких проб. Но в подростковом возрасте есть и другие приключения. В настоящее время появилась некая организация, в которой символы смерти являются основными. Это ведь тоже провоцирующий элемент для суицидального поведения.
Д.О. – Вопрос в том, что же является толчком, когда от мысли переходят к действию?
В.Ф. – Суицидальное поведение вообще, с одной стороны, противоестественно человеку, с другой же стороны, нет человека, который в своей жизни об этом не думал. Потому что это одна из человеческих реакций на жизненную сложность. При появлении какой-либо сложной ситуации у многих людей возникает паника. Некоторые могут сориентироваться в ситуации, расставить все по своим местам. Но человеческие характеры разные, и некоторые могут продолжать паниковать. Теория суицидального поведения говорит о том, что возможность совершения суицида длится всего несколько минут: нарастает напряжение и наступает пик ситуации, когда собственно и может произойти суицид. Если именно в этот момент что-то помешает (а помешать может что угодно, телефонный звонок, например), напряжение спадает и суицид не происходит. А теперь, что касается именно детей. У ребенка незрелые психологические реакции, незрелый характер. Поэтому при столкновении с неразрешимой, на его взгляд, проблемой и возникают мысли о суициде. Мы не говорим сейчас о больных детях. Мы говорим о тех детях, которые не наблюдаются у психиатра, но, тем не менее, совершают попытку суицида. Речь в данном случае идет о девиантности характера, об отклонениях в характере, о неадекватных реакциях. Должны появиться какие-то идеалы, какие-то сдерживающие факторы, какие-то детские и молодежные организации. Например, в Москве было резко сокращено количество детских садов, хотя сейчас мэр Лужков призывает к их строительству, такая же ситуация с лечебными учреждениями, да и с детскими организациями. Дальше что будет?
Д.О. – В одной из статей Нина писала, что в Интернете появились клубы самоубийц, которые открыто призывают от размышлений переходить к действию.
Н.В. – В одно время эти клубы исчезли, в начале 2000-х их стали закрывать, но сейчас они вновь активно появляются, в более мягкой форме. В этом клубе можно посоветоваться, как лучше совершить суицид, как уйти из жизни. Культивируются мысли, что жизнь неинтересна, скучна. Появились форумы, на которых люди дают советы друг другу в этой области. Вот, например, 16-летний мальчик пишет, что задумал уйти из жизни, и ему дается "совет": "Почему же ты медлишь?". В январе в маленьком британском городке произошло 7 однотипных, через повешение, самоубийств. При расследовании выяснилось, что все эти дети "висели" на Интернет-сайтах, культивирующих самоубийства. Кроме того, детям прививалась мысль, что совершивший самоубийство – герой, а дети, конечно, хотели прославиться.
Н.С. – Хочу подчеркнуть, что такое поведение характеризует определенный возраст. Демонстрация игры со смертью – это прерогатива исключительной личности. А в подростковом возрасте каждому хочется быть неповторимым. Поэтому надо учитывать возрастную характеристику.
Д.О. – Владимир Павлович, почему сейчас число детских самоубийств растет, а число взрослых – падает?
В.Ф. – На мой взгляд, все это – результат свободного мира. Появилась конкуренция на рынке труда. Если раньше, согласно законодательству, родители работали 8 часов, то сегодня – 10-12, потому что нужно заработать деньги. Много появилось частных организаций и предприятий, где рабочий день вообще не ограничен, появился и у нас "синдром менеджера", о котором мы раньше и не слышали. В результате большинство детей предоставлены сами себе. А организации, которая их бы объединяла, нет. Есть минусы свободного мира плюс оборотная сторона Интернета: все можно, все разрешено. Вот и образуются всякие клубы, в частности, клубы самоубийц. Вот и коллективное самоубийство нескольких семей в Америке, и уход под землю в Перми – это в какой-то мере та свобода, которая позволяет людям объединяться в какие-то группы. Но то, что во главе такой группы стоит, прямо скажем, не совсем нормальный человек, это же факт. Он начинает объединять людей. Почему люди идут туда? Потому что кому-то нечем заняться, у кого-то слабый характер, у кого-то проблемы в семье или на работе и т.д. Те люди, которые объединяют, обладают определенными организационными качествами, в них есть харизма. Люди объединяются, и что из этого получается, мы видим.
Н.С. –
Когда мы говорим о суициде, мы
должны говорить об индивидуальном характере,
потому что человек индивидуально
принимает это решение. Даже в
массовом суициде каждый человек
принимает решение
Д.О. – Ужасная трагедия произошла недавно в Нижнекамске: 12-летние братья-близнецы прыгнули с крыши 10-этажного дома. Оставшийся в живых мальчик рассказал, что они с братом поспорили, кто храбрее, а в качестве испытания выбрали прыжок с балкона. Есть такой феномен – игра в самоубийство. Если ребенок хочет только поиграть в суицид, а не совершить это на самом деле, что могут здесь родители?