Проблема бессознательного в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Если упростить человеческую систему, то ее можно представить в виде двух областей — сознательной и бессознательной. Проблемы бессознательного (соотношение сознательного и бессознательного) занимают важное место в психологии. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа.

Содержание

1.Введение
2.Что такое бессознательное?
3.Бессознательное в структуре личности
4.Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии
5.Бессознательное и архетипы
6.Заключение
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр проблема подсознания в психологии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Бессознательное как источник внутреннего конфликта.

    Фрейд считал сложную мотивационную структуру  личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений (“Оно”) с силой “Я” и “сверх-Я”. “Сверх-Я” (социум как враждебное индивиду начало) оказывает давление, а “Я” вооружается своими орудиями самозащиты.

    Исходя  из внутренней структуры личности, Фрейд сделал вывод о том, что  наличие между тремя структурами  личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.

    Согласно  теории Фрейда, “Оно” набирает свою изначальную силу, но параллельно  с этим развивается и “Я”. Человек  отличается от своих меньших собратьев разумом. В данном случае разумом является “супер-эго”. Так как инстинкты, или “Оно”, служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить “Оно” с какой-либо жидкостью. То есть в строго концентрированном состоянии “Оно” находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому “Я” или “супер-эго” являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то следовательно, “Я” и “Оно” изменяются во времени, причем если “Оно” уже определилось, то “Я” в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является “Я”, а внутренним содержанием “Оно” (в этом “Оно” идут разнообразные мелкие процессы). Клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание “Оно”. Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным “Оно” и контролирующем “Я”. Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы.

    Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и  “сверх-Я”. Такое состояние внутреннего  конфликта, в котором постоянно  находится человек, делает его потенциальным  невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “сверх-Я”.

    Существуют  защитные механизмы – внутренние предохранители. Фрейд выделял несколько  защитных механизмов, главными из которых являются:

    вытеснение (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических  качеств),

    регрессия (возврат к пройденным стадиям  развития),

    рационализация (оправдание подсознательных побуждений),

    идентификация себя с другим лицом (которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта),

    проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов),

    сублимация (переключение энергии). 

    Вытеснение  является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая  по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

    Регрессия и рационализация являются более  успешными видами защиты, так как  они дают возможность хотя бы частичной  разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. Причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

    При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые  он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано  какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

    Однако  наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства и научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

    Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ(от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан З. Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.

    З. Фрейд исходит из того, что допущение  бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

    В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу  сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет “то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина “сознательный”. Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены следующим образом: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно З. Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

    Подробно  рассмотреть структуру личности З. Фрейда позволяет его работа “По  ту строну удовольствий” (1920), “Я и  Оно” (1923). Созданная З. Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:

    "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных  влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая  руководствуется только "принципом  удовольствия" безотносительно к  социальной реальности, а порой  и вопреки ей;

    "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

    - "Сверх  - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

    В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.

    Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие. Комплексы - это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами. Отталкиваясь от теории комплексов, К. Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. 
          Взгляды Эриха Фромма.

    Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской теории стало  учение ведущего теоретика, психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Создавая “радикально-гуманистический психоанализ”, Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума. В отличие от Фрейд, считавшего, что в основе бессознательного лежат инстинкты (в частности сексуальные побуждения). Фромм, отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе” утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой. Значительная доля человеческих страстей не может объясняться только инстинктами. Даже если человек удовлетворит голод или жажду или другие биологические потребности, это еще не значит, что “он сам” будут удовлетворен. Ведь в отличие от животных самые существенные, жизненно важные проблемы для него на этом не кончаются, но только начинаются. Дисгармония человеческого существования рождает потребности, далеко превосходящие те, в основе которых лежат инстинкты. Он стремиться то к власти, то к любви, то к разрушению, он рискует собственной жизнью за религиозные, политические, гуманистические идеалы; всеми этими стремлениями и характеризуется смысл и сущность человеческой жизни. Воистину “не хлебом единым жив человек”. Фромм считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности”. Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - это продукт культуры.

    Фромм “распахнул” огромное жизненное  пространство, на котором человек  представляет себя самого не только как  обладателя тела, но и духа. Он, обнаружив в человеке огромный космос неповторимого, незаместимого — это мир его страстей. Они трактуются Фроммом не как вожделения, продукт инстинкта, а отражение индивидуальности человеческого характера. Эти мысли Фромм развивал в своих работах “Человек для самого себя”, “Искусство любить”. Потребности человека, как отмечал Фромм, выходят за рамки животных начал. Кто-то стремиться к успеху и престижу. Кто-то, напротив, вынашивает аскетические идеалы. Иной пытается властвовать, другой — предан деспоту. 

    Альфред Адлер (1870-1937) пересмотрел фрейдовские положения о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В противовес фрейдовскому постулату о сексуальных влечениях и юнговскому постулату о комплексах которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, А. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.

Информация о работе Проблема бессознательного в психологии